Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО — пианистка

Добавлено 28 декабря 2015

Управление культуры ЕАО

Концепцию развития профмузискусства должны разрабатывать профессионалы, а не чиновники от культуры и «самодеятели», считает Марина Петрук

Марина Петрук. Фото: Департамент пресс-службы губернатора ЕАО
После организованного информагентством круглого стола «Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕАО» ряд экспертов-музыкантов выступили со своим ведением о том, как выйти из кризиса в этой сфере. Директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева считает, что «в течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой». Известный биробиджанский пианист Александр Петрук выступил со своеобразным манифестом, в котором поведал о своем видении развития инструментального искусства. По его мнению, в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности. Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры звучат и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которое она дала корр. ИА EAOMedia после круглого стола.

— Была ли необходимость в проведении круглого стола «Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕАО»?

— Необходимость назрела остро. По словам Ильи Николаевича Дербилова — дирижёра Санкт-Петербургской академической капеллы — «пациент скорее жив, чем мёртв». Так он высказался о развитии профессионального музыкального искусства в области. И ещё сделайте поправку на интеллигентность и воспитанность профессионального человека. Поймите, если бы мы говорили о маленьком провинциальном городке в ряду таких же, в отличие от больших городов какой-либо области или края России, где есть филармонии, симфонические и камерные оркестры, ансамбли, органные залы, джазовые клубы и т. д., то возможно, этот разговор и был бы в кризисное время излишним. Но мы- то с вами говорим о самостоятельном субъекте Российской Федерации, на территории которого и так действует всего два профессиональных учреждения культуры и искусства: филармония и театр кукол «Кудесник». Если учесть, что театр кукол работает для детей, получается, что для населения нашей области работает ОДНО профессиональное учреждение искусства.

Давайте заглянем в соседний Хабаровск, так же как и Биробиджан, столицу субъекта РФ: музыкальный театр, театр драмы, ТЮЗ с прекрасными «взрослыми» постановками, филармония с полным набором (симфонический оркестр, камерный ансамбль, ансамбль «Дальний Восток», фортепианное трио, пианист, органист, ансамбль народных инструментов, вокалисты (академические, разумеется), театр «Триада», великолепная современная концертная площадка ГДК, где проводятся балеты, спектакли, концерты и другие учреждения и организации. Это всё для жителей города и края.

Участники круглого стола — вопросов пока больше, чем ответов. Фото: Леонид Якимов
Я задаю вопрос, чем житель Биробиджана хуже, чем житель Хабаровска? Почему при имеющейся программе развития культуры России, где одним из приоритетных направлений работы является сохранение единого культурного пространства России, жители ЕАО не имеют доступ к этим самым культурным ценностям: к профессиональному театру, к произведениям Рахманинова, к картинам Сурикова? Давайте спросим у среднестатистического жителя области: видел ли он постановку «Чайки» А. П. Чехова, слышал ли оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, прослезился ли в «Метели» Г. В. Свиридова, что его больше впечатляет — классический или альтернативный джаз? Спросим у детей, чем отличается кларнет от виолончели? Какие картины ему (или ей) больше по вкусу: Айвазовского или Шишкина? Ответ очевиден!

Если мыслить масштабно, по государственному, то называется это не просто культура или профессиональное искусство, это называется сохранением культурного кода народа, нации. Слава богу, что в нашей области, благодаря таланту и энтузиазму отдельных людей, существует народное и самодеятельное творчество, которое тоже способно цементировать общество. Это спасает. Так нужен был этот круглый стол или нет?

— Действительно ли в ЕАО существует «перекос в сторону развития самодеятельного творчества населения в ущерб профессиональному музыкальному искусству»?

— Давайте посмотрим — в филармонии, единственном учреждении ЕАО, которое должно осуществлять свою деятельность в области профессионального музыкального искусства, нет ни одного профессионального коллектива. Если вам говорят, что там есть, к примеру, джаз-квартет либо вокально-инструментальное трио, усомнитесь, так как базовым инструментом для данных коллективов является рояль.

А пианиста впервые за много лет в филармонии нет. То же самое касается и солистов, без пианиста не может существовать ни дуэт с флейтой, ни с саксофоном, ни со скрипкой.

Коллективов же народных, самодеятельных, детских в ЕАО много, десятки и очень приличного уровня. Так есть перекос или нет?

— Отсутствие в областной филармонии пианиста о чем свидетельствует?

— В Биробиджане есть четыре прекрасных пианиста с высшим профессиональным образованием. Почему они не работают в филармонии, могу только догадываться, видимо в храме искусства не знают, что с ними делать…

От филармонии были Денис Шмыров, Ирина Хозяйская, Влада Логунова. Фото: Леонид Якимов
Приказом министерства соцразвития РФ от 30.03.2011 г. № 251н чётко определены квалификационные требования к артистам профессиональных учреждений культуры и искусства. Руководство филармонии, очевидно, не догадывается об этом. Иначе как объяснить, что правительство ЕАО выделяет деньги на профессиональное искусство (на филармонию), а продукт мы получаем самодеятельный. Сходите на концерт, убедитесь сами.

— Какие препятствия Вы видите в развитии профессионального музыкального искусства в области?

— Первое и главное препятствие — непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев.


Основной целью должно быть не проведение мероприятий, «галочки» и увеличение количества концертов в отчётах.

Главное — показать человеку красоту, гармонию этого мира, дать возможность почувствовать, что есть прекрасный мир добра, любви, сострадания, единения. Заразить его стремлением быть лучше, чище, возвышенней. Настоящее искусство способно на это. В это свято верили Скрябин, Рубинштейн, Шуман….

Второе препятствие — отсутствие чёткого и ясного понимания, «как должно быть». Третье — вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации.

— Есть ли концепция развития профессионального музыкального искусства в ЕАО? Есть ли в ней необходимость? В состоянии ли областное управление культуры самостоятельно подготовить такую концепцию?

— Думаю, нет. Если бы было в состоянии, то уже сделало бы.

— Создание экспертного совета из профессиональных музыкантов — не главный ли итог этого круглого стола? Что должно стать результатом работы этого экспертного совета? Кто туда должен войти? Можете назвать фамилии?

— На заседании круглого стола я уже приводила пример: состав координационного совета при министерстве культуры РФ состоит в подавляющем большинстве из профессиональных людей во всех планах, начиная от образования заканчивая созданием либо участием в различных профессиональных творческих коллективах и всевозможными званиями (разумеется, за творческие заслуги).

Есть о чем призадуматься власти. Фото: Леонид Якимов
Эти люди далеко не случайно занимают посты министров и начальников культуры краев и областей России. Они талантливы, образованны, опытны, обладают вкусом, знают процесс «изнутри». Именно такие люди могут и создают концепции, они знают как «должно быть», выставляют данные концепции на обсуждение и внесение дополнений на экспертные советы, принимают их, защищают и т. д. Что немаловажно, подбирают себе профессиональную команду, каждая их которых готовит свое направление. В общем, научный подход. Особая сложность при этом обеспечивать государственное финансирование под концепцию. Необходимо вести переговоры, убеждать, доказывать.

Экспертный совет это, конечно, хорошо, но это опять тактика полумер, ничего кардинально существенного он не сделает. Самое главное, на мой взгляд, что может действительно изменить ситуацию и направить отрасль культуры в нужное русло, это кадровые решения. Нужна сильная, профессиональная команда.

Рояль в Биробиджанской филармонии есть, а пианистов нет. Фото: Антон Балашов
От редакции напомним, что эксперты круглого стола сошлись во мнении, что профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции. В ходе двухчасового откровенного разговора (круглый стол прошел на прошлой неделе) его участники согласились, что для Еврейской автономии существует несколько ключевых проблем в области профессионального музыкального искусства. Это нехватка качественных инструментов, которые стоят очень дорого (например, приобретение концертного рояля обойдется примерно 3,5 млн рублей), отсутствие специалистов-настройщиков этих инструментов (сейчас в ЕАО только один эксперт имеет право выдавать заключение о состоянии фортепиано), почти полное отсутствие профессиональных коллективов, в том числе еврейских, и, как следствие всего вышеперечисленного, профессиональная невостребованность отдельных музыкантов, их отъезд из области. Хотя, с другой стороны, филармонии сейчас приходится приглашать людей со специальным образованием из Хабаровска.

eaomedia.ru

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru