Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Хабаровский краевой музыкальный театр вновь меняет главного режиссёра

Добавлено 26 июня 2015

Александр Федосов

Между тем, у театра до сих пор нет планов на новый, юбилейный сезон

Игорь Чураков / АиФ
Окончание предъюбилейного сезона в краевом Музыкальном театре ознаменовалось уходом главного режиссёра — Анна Фекета (столичный талантливый режиссёр, которую «АиФ-Дальинформ» представлял в феврале) отказалась продлевать контракт. Приступив в январе 2015 года к обязанностям главного режиссёра, Анна была готова работать в Хабаровске постоянно, строила планы и горела мечтой создать ещё много ярких спектаклей, которые помогли бы театру двигаться дальше. Однако что-то побудило её отказаться от этой мысли.

О том, что мешает нашему театру развиваться и как вернуть былую славу, мы рассуждаем с Сергеем Разенковым, главным дирижёром Хабаровского музыкального театра, заслуженным деятелем искусств республики Удмуртия.

«Я не вернусь»

Ольга Аполлонова, «АиФ-Дальинформ»: — Сергей Алексеевич, что повлияло, по вашему мнению, на решение Анны Фекеты, отказаться от должности, и навсегда уехать из нашего города. В своём письме она сказала, что больше не приедет в Хабаровск.

Сергей Разенков: — Едва состоялась премьера спектакля «Слуга двух господ», как Анна буквально после второго показа заявила труппе, что покидает театр. Это сразу вызвало недоумение, тревогу и беспокойство. Директор меня уверял, что всё будет в порядке, хотя я так до конца и не понял, что он под этим подразумевал — какие-то компромиссы, встречные шаги с его стороны или что-то ещё. Однако из разговора с Фекетой стало ясно, что это её принципиальное решение, что за период сотрудничества у неё с директором не сложился контакт — ни творческий, ни рабочий, ни человеческий, и она в такой обстановке отказывается работать. Но главное несогласие Анны выражалось в том, что в театре нет возможности спокойно работать, не чувствуя над собой прессинга и «связанных рук».

Сергей Разенков Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова
Позже, директор Владимир Загумённый тоже заявил, что она не нужна в театре, и с ней нужно расставаться.

 — Сейчас есть возможность заполнить образовавшийся пробел. Ведь в штате есть ещё один режиссёр?

— В итоге, имея двух режиссёров в штате, что для провинциального театра более чем достаточно, в конце сезона наш театр лишился в одночасье всех режиссёров. С Владимиром Ореновым тоже не продлили контракт, и он открыто выразил несогласие с положением дел, а главное — с действиями дирекции. Как можно лишать работы штатных режиссёров, приглашая постановщиков со стороны? Позиция директора принципиальна — в театре будет работать тот, кого он сам сочтёт нужным назначить. Владимир Загуменный посчитал, что постановки Фекеты и Оренова — это не то, что нужно театру. Взял на себя смелость вынести такой приговор. Таким образом, у нас возник вакуум.

— А как коллектив отреагировал на увольнения?

— Молодое поколение артистов активно поддерживало Анну. Им очень нравилось работать с Фекетой. В итоге, двое молодых уволились вслед за ней, получив предложения из других театров. Ведь при развале творческой работы, невозможно реализовать себя и расти в профессии. Думаю, это не последние потери. Анна, безусловно, была способна продолжать творческую деятельность здесь, с труппой театра. И думаю, не была бы против приглашённых режиссёров. Это нормальная практика. Но нельзя было совсем лишать театр профессиональных специалистов, не имея возможности их заменить, и заполнить образовавшуюся сейчас нишу. Ведь по сей день у нас нет плана работы на следующий театральный сезон, или хотя бы до конца календарного года. Мало того, мы до сих пор не знаем, чем будем открывать юбилейный 90-й сезон. Ведь это должно быть особенным событием, отмеченным ярким, на мой взгляд, премьерным спектаклем. А мы уже потеряли все сроки для его подготовки.

Театр — не автобаза

— Я знаю, что нынешний директор не имел раньше опыта работы в театре. Как он может судить о профессионализме режиссёров и постановках, и можно ли как-то указать на компетентность подобных решений?

— Владимир Михайлович имеет два высших образования — инженер холодильных установок и финансист. А начинал свою трудовую деятельность с директора автобазы. Отсюда, в первую очередь возникает вопрос, почему он, имея опыт руководящей работы и образование финансово-экономическое, начиная с нового года, увеличил бюджетную задолженность театра до 12 миллионов. Мало того, ещё и отправил труппу на дорогостоящие, разорительные гастроли на Камчатку. Даже по предварительным подсчётам поездка предполагала убытки в пределах трёх миллионов. Ведь можно было ехать и поближе — в тот же Благовещенск, где мы не были уже пять лет. Таким образом, театр уже сейчас можно признать банкротом с финансовой стороны.

— По слухам, после гастролей директор должен представить нового режиссёра, которого сам и нашёл. Так ли это?

— Да, но это будет не главный режиссёр, а режиссёр-постановщик, который постоянно работает в Новосибирске. На уроне художественного совета с ним состоится встреча в ближайшие дни. Что в итоге с ним может получиться, остаётся под большим вопросом. В театре остаётся напряжённая обстановка, потому, что директор придирчиво относится к тем, кто не разделяет его мнения. Определяет по принципу «свой — чужой».

Могу доказать это на своём примере. По его предложению и приказу с 17 апреля я стал совмещать должность главного дирижёра с должностью художественного руководителя театра. Через месяц, после ситуации с увольнением режиссёров, он мне не дал возможность вести самому переговоры с другими кандидатами. Я обрисовал состояние дел нынешнему министру культуры края — был принят, понят и поддержан ею в том, что все творческие вопросы должен решать худрук, а директор руководить только организационно-хозяйственной частью. Через два дня после встречи я был уволен с должности худрука самим директором, мотивировка — пока для этой должности нет работы. Что само по себе абсурд: художественный руководитель работает всегда — днём и ночью, тем более в нашей ситуации.

Владимир Загуменный решил сам нести за всё ответственность. Конечно, это логично, но, чтобы принимать правильные решения, нужно знать законы театра. Если ты их не знаешь — нужно обратиться к специалистам, которые имеют огромный опыт и работают рядом. К ним надо просто прислушаться. Они никогда не будут советовать во вред театру и общему делу. Но, тем не менее, Владимир Михайлович не может перешагнуть этот барьер, и держит всех в неведении. Я уже понял, что мы будем в ближайшее время находиться в состоянии простоя, а это нонсенс. Вывести театр из кризиса может лишь министерство культуры.

Досье «АиФ-Дальинформ»
Сергей Разенков. В репертуаре — 31 опера, 24 балета, 17 оперетт, а также программы симфонической и камерной музыки, всего 72 названия.

Номинант XV фестиваля «Золотая маска» 2009 г., «Лучшая работа дирижёра в опере». В качестве приглашённого дирижёра работал в Государственном театре оперы и балета Башкирии (Уфа) — 1993 г., в Малом академическом театре оперы и балета им. М.Мусоргского (Санкт-Петербург) — 2001 г.

Проводил концертные программы с симфоническими оркестрами Томска, Ижевска, Хабаровска, Якутска, Шэньяна (КНР).

Ольга Аполлонова Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 25 17/06/2015
www.hab.aif.ru

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Добрейший, 28 ноября 2015:

    30 октября 2015 года ушел из жизни талантливый музыкант, главный дирижер Хабаровского краевого музыкального театра, заслуженный деятель искусств республики Удмуртия Сергей Алексеевич Разенков, ему было только 58 лет. Выражаем глубокое соболезнование.

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru