Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Мединский в Псковском драмтеатре: о худсоветах и цензуре

Добавлено 16 апреля 2015

Псковский драмтеатр

Актеры Псковского драматического театра написали письмо Владимиру Мединскому, в котором заявили, что «не хотят быть заложниками политических предпочтений режиссера»

15 апреля министр культуры России Владимир Мединский встретился с труппой Псковского академического драматического театра. Накануне министр получил письмо, из которого узнал, что актёры не хотят «быть заложниками амбиций и политических предпочтений режиссёра».


Речь шла о псковском проекте Варвары Фаэр из московского Театра.doc. После скандала спектакль «Банщик», с прапорщиком и проститутками, псковичи, вероятно, уже не увидят. На сцене Псковского драмтеатра был разыгран другой документальный спектакль — не только на основе реальных событий, но и в режиме реального времени.

До этого спектаклей в технике вербатим (или документальный театр) в Пскове не ставили. Варвара Фаэр начала работать с псковской труппой по приглашению худрука Василия Сенина. Сенин, в свою очередь, в 2013 году приехал в Псков по приглашению губернатора региона Андрея Турчака, чтобы возглавить Псковский академический театр драмы им. Пушкина после масштабной реконструкции.

К провинциальному театру, который много лет варился в собственном соку, Василий Сенин подошел с той же планкой, как к любому московскому или питерскому. Его отношения с труппой, особенно её заслуженной частью, складывались непросто, а с местной прессой — ещё сложнее; были и анонимки с угрозами, и негатив в СМИ.

Но за полтора театральных сезона 2014–15 годов псковичи увидели десятки спектаклей лучших театров России — от Таганки и Александринки до театра «А.Р.Т.О» и «Красного факела». В Псков приезжал шекспировский «Глобус», Чеховский фестиваль, «Золотая маска» и Manhattan Short. Состоялись несколько международных проектов. Псковский драмтеатр восстановил и дополнил собственный репертуар. У театра появился новый сайт, аккаунты в соцсетях и онлайн-продажа билетов. А главное, пришли новые зрители.

Но в 2015 году концепция поменялась. По решению губернатора было создано Концертно-театральное объединение, куда вошли драмтеатр, филармония и театр кукол; возглавил структуру кинорежиссёр и продюсер Дмитрий Месхиев. 18 марта Василий Сенин ушел со своего поста по собственному желанию.

Конфликт вокруг спектакля «Банщик» разгорелся в ситуации, когда в театре нет ни художественного руководителя, ни сильного директора (в статусе и.о. учреждение возглавляет Татьяна Мартынова). Как заметил собеседник в администрации театра, нет никого, чьё мнение Варвара Фаэр могла бы считать для себя авторитетным.

Как результат — вместо профессионального разговора состоялся политический.

Таинственное письмо

Письмо от псковских актёров пришло Мединскому как нельзя вовремя: он как раз собрался посетить Псков, чтобы торжественно открыть отделение Императорского Православного Палестинского общества и пообещать денег Снетогорскому монастырю.

«Мне его предоставили», — прокомментировала и.о. директора театра Татьяна Мартынова. Заслуженный артист России Сергей Попков признался, что редактировал уже готовый текст. Также никто не смог сказать точно, кто отдал письмо журналистам. Варвара Фаэр узнала о письме из сообщений СМИ.Кем именно написан текст послания, корреспонденту Би-би-си не смогли сообщить ни актёры, ни администрация театра.

Достоверно известно, что письмо появилось после прогона, инициированного и.о. директора, поскольку «немного была непонятна ситуация вокруг спектакля». На прогон (в другой версии — читку пьесы) пришли, в том числе, актёр Сергей Попков и председатель псковского отделения Союза театральных деятелей России Юрий Новохижин. «Банщик» им категорически не понравился, о чём они не замедлили сообщить. После дискуссии несколько человек попросили освободить их от работы над спектаклем.

Если верить письму, неприятие вызвали откровенные монологи с ненормативной лексикой и обнаженная натура. Если верить оставшимся в проекте актёрам, ни того, ни другого в спектакле нет. Но есть «более опасные вещи».

Не ради скандала

«Мы, Владимир Ростиславович (Мединский — прим ред.), категорически не хотим скандала. Мы сделали это из-за того, что сейчас театральные подмостки начинают превращаться в сцены для политических ситуаций», — начал «честный доверительный разговор» Дмитрий Месхиев. Рядом с ним на сцене сидели министр Мединский и губернатор Турчак.

«Исходя из того, что творилось на этой сцене, каков был текст, вкладываемый актёрам в уста, мы написали письмо» — Дмитрий Месхиев говорил про «Этюд с появлением царя-карлика и народа». В пьесе он описывается следующим образом: «Народ коронует карлика, карлик плюет им в лицо, народ за это водружает его на трон и следует ритуал целования в зад». Со слов Месхиева, львиная доля актёров, занятых в спектакле, считают подобные вещи недопустимыми.

К тексту «Банщика», возможно, и правда есть сугубо профессиональные претензии. Даже горячо защищавшая проект актриса Женя Львова упомянула, что у неё самой «есть какие-то вопросы к режиссёру». О качестве пьесы начал было говорить и Сергей Попков, отметив, что спектакль статичный, без развития сюжета и ярких характеров. Но всё это затерялось на фоне деталей, свидетельствовавших о «либеральных взглядах» Фаэр.

«Я вижу в этом политику. Нас не могут взять военным путем, нас не могут экономически задавить — нас хотят взорвать изнутри, культуру нашу, язык!»«И вдруг совершенно немотивированно, в гротескном плане вылезает персонаж карлика, которого наряжают и делают королем с намёком на нашего президента! Которого подобострастно целуют во все места! — возмущался Попков. — Зачем это нам для Пскова? Зачем городу с тысячелетней историей, с культурными, религиозными традициями — зачем нам эта провокация? Зачем нас изнутри взрывать?»

Актёр шокировал публику известием, что «Театр.doc уже в Александринку залез». «Я вижу в этом осознанную политику Запада, чтобы всё это взорвать у нас. Надо защищаться как-то».

Метод защиты был представлен министру культуры в самом начале встречи. Ещё до того, как ужасы «Банщика» стали очевидны собравшимся, Месхиев предоставил слово Виктору Яковлеву — актёру, который часто конфликтовал с Василием Сениным.

Для затравки Яковлев задался вопросом, может ли творческий коллектив принимать участие в своей судьбе: «Ведь обсуждают все — и меньше всего спрашивают актёров». Отсюда родилась «беспрецедентная для современного театра» идея: «А что если мы всё-таки сделаем худсовет? Причём мы его сами выберем. Мы ему доверим право не решать, но выражать наше мнение».

Цензура и зоофилия

«Это не цензура?» — уточнил Андрей Турчак.

«Я считаю, что нет. Я не понимаю, что значит цензура. Цензура — это прежде всего совесть художника», — успокоил его Попков.

Художественный совет, по версии псковских актёров — это страховка на случай, «если нет стержней нравственных, нет самоцензуры». Отличный фильтр для спектаклей типа «Банщика», новосибирского «Тангейзера», а пожалуй, даже и «Графа Нулина», с которого Сенин начал свою карьеру в Пскове.

Владимир Мединский сказал, что многие руководители театров считают худсоветы помехой для творчества. Однако: «То, что подобная инициатива звучит от коллектива, наверное, позволяет по-другому взглянуть на эту проблему».

Министр нашёл свои аргументы: «Если мы хотим, чтобы люди системно стали лучше, то мы должны показывать им лучшие примеры». Если же показывать худшие примеры, то и жизнь, дескать, станет ещё хуже. Мединский со знанием дела рассказал, как «сделать нормой самое кощунственное»: «Потихонечку, потихонечку планочка снижается, а потом раз уже — и зоофилия становится нормой». Уж лучше худсовет. Удобно, если рамки допустимого в театре установит не чиновник, а худсовет по инициативе снизу. Театр же «должен нести добро, свет», «оставлять людям надежду», говорили актёры из псковской труппы.

«Я обязательно поговорю с Союзом театральных деятелей, мы посоветуемся с нашими коллегами в министерстве, в каком плане мы могли бы эту идею, полностью либо частично, поддержать», — резюмировал обсуждение министр.

Поспорить тут было некому — худрука в Псковском драмтеатре нет уже месяц, Варвара Фаэр на встречу не пришла. После случившегося режиссёр не считает возможным продолжение работы над спектаклем, хотя официально премьера уже назначена на 14–15 мая. У «Банщика», к тому же, выявилась ещё одна — на этот раз концептуальная — проблема.

Исполнитель главной роли Максим Плеханов сорвал аплодисменты откровенным признанием: монологи своего героя он выдумал сам. Искать человека, встречаться с ним, расшифровывать его рассказ, как требует документальный театр — актёр просто не нашёл времени.

Банщик Леонид, единственный, кто не ругался матом и говорил о любви, оказался полностью вымышленным персонажем. Положительный герой, вокруг которого Варвара Фаэр выстроила документальную пьесу о Пскове, на самом деле не существует.

Светлана Прокопьевадля Русской службы Би-би-си, Псков
www.bbc.co.uk

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru