Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Министр культуры: На музыкантах и музеях сейчас можно заработать

Добавлено 04 августа 2015

Новосибирский оперный театр

Министр культуры Новосибирской области Василий Кузин не согласился с тем местом, которое занял Новосибирск в рейтинге известного блогера, а также рассказал в интервью РБК.Новосибирск, кто инвестирует в театральные постановки и на чем сегодня можно сделать доходный бизнес в сфере культуры.

Василий Иванович, на что в 2015 году выделены средства из областного бюджета для учреждений культуры?

В 2015 году почти 95% средств в бюджете регионального министерства культуры предусмотрено на текущее содержание и функционирование государственных учреждений культуры. Они направляются в форме субсидии на выполнение государственного задания. Кроме того, деньги выделяются на так называемые «иные цели»: текущие ремонты или приобретение оборудования, а также на мероприятия — крупные фестивали, акции, проекты.

Самую большую часть финансового обеспечения госзадания составляет заработная плата: численность работников не уменьшается, а зарплата растет. В 2012 году Президентом России были подписаны Указы, направленные на повышение зарплаты работников социальных сфер. В 2013 году по всем учреждениям культуры области средняя зарплата была 19 тыс. рублей, в 2014 году — 20,5 тыс. рублей, в 2015 году стоит задача — сохранить этот уровень. Самая низкая зарплата, конечно, в муниципальных учреждениях, но в этом году ее удалось немного поднять: в 2014 году, в среднем, она была 17 тыс. рублей, по итогам первого полугодия 2015 года — 18 тыс. рублей.

Одним из разделов государственной программы «Культура Новосибирской области на 2015 — 2020 годы» является «Реконструкция и строительство учреждений культуры на территории Новосибирской области». Полномочия по этим средствам у министерства строительства, но заложены они в нашу программу. Эти расходы сейчас уменьшены.

Есть проекты реконструкции двух театров — «Старого дома» и Театра музыкальной комедии, который должен иметь два зала на 1000 и 300 мест. Сметная стоимость Театра музкомедии высока — на будущий год запланировано 600 млн. рублей. Этот вопрос мы включили в бюджетную заявку на 2016 — 2017 годы. Проектно-сметная документация готова, завершается прохождение государственной экспертизы, так что реконструкцию можно начинать в будущем году.

Работы по реконструкции будут вестись только на средства облбюджета?

Мы рассматриваем вопрос федерального софинансирования. Процесс возврата средств очень долгий, поэтому строительство таких объектов вряд ли может быть инвестиционным проектом.

Cейчас ищем варианты для государственно-частного партнерства, например, в форме театральных постановок. Это когда банк или частная компания вкладывает средства в новую постановку и с рассрочкой получает средства из прибыли за спектакль. Эта схема взаимодействия с частным капиталом кажется возможной, но примеров я пока не знаю.

Объемы финансирования культуры в будущем году сохранятся?

В 2014 году бюджет программы составлял 1,8 млрд. рублей, в 2015-м — 1,739 млрд. рублей. Сейчас идет формирование бюджета 2016 года, мы сделали заявку с увеличением на текущее содержание и возможное увеличение зарплаты работникам госучреждений на 5%.

В 2015 году у нас, в сравнении с 2014 годом, уменьшились суммы на проведение мероприятий, и в этом году финансирование мероприятий составляет около 65 млн. рублей. В заявке на будущий год мы написали 75 млн. рублей. Посмотрим, поддержит ли региональное министерство финансов и налоговой политики наше предложение.

Возможна для региональных учреждений культуры самоокупаемость?

Для традиционного учреждения культуры это практически невозможно. Больше всех зарабатывают театры, а самый успешный театр у нас — это «Красный факел». Он зарабатывает примерно столько же, сколько получает субсидий, в этом году даже чуть больше. Это очень высокий показатель для театров вообще, в стране очень мало театров такого уровня эффективности. Сделать доходным традиционный репертуарный театр нельзя.

Однако существуют формы театрального творчества, которые являются окупаемыми и доходными. Например, антрепризные театры, которые работают без муниципальной или государственной поддержки и неплохо сводят концы с концами.

Я считаю, что об этом стоит задуматься, призываю всех деловых людей обратить внимание на сферу культуры и искусства.

Могут быть доходные проекты в сфере образовательных услуг, в сфере популярной музыки можно заработать. Сделать успешной и прибыльной творческую деятельность солиста можно, и в Новосибирске есть солисты, с которыми можно работать. У нас замечательные молодые музыканты!

Но если говорить об академической музыке, то крупные коллективы — оркестры, большие хоры — никогда не могут быть прибыльными. В Новосибирске существует негосударственный молодежный камерный оркестр, он содержится только на частные деньги. Это, скорее, меценатство.

Можно работать с художниками, быть их агентами, и это может быть прибыльным. Сейчас активно работают частные музеи, некоторые очень успешно. Недавно встречался с руководителем музея бересты и музея СССР. В этих учреждениях небольшие выставочные площади, их годовой поток посетителей приближается к 50 тыс. человек. Хотя значительная часть доходов идет не от продажи билетов, а от торговли сувенирами, изделиями народных промыслов.

Планы будущего театрального сезона уже известны? Больше или меньше будет премьер?

Пока мы планируем сохранить этот показатель примерно на уровне последнего сезона. В прошлом сезоне было 46 новых спектаклей, включая федеральный и муниципальные театры. Больше всего было в «Глобусе» — девять премьер. Затраты на постановки варьируются, возможны и 100 тыс. рублей, и 2–3 млн. рублей. Мы не ограничиваем театры, они — автономные учреждения и сами определяют в рамках целостного бюджета, сколько средств будут направлять на создание новых спектаклей.

Пожалуй, самой дорогой постановкой последних лет был балет «Щелкунчик» в оперном театре. Это исключительный случай, когда областной бюджет вложил 40 млн. рублей. По договору театр обязался четыре раза в год в течение семи лет показывать спектакль бесплатно для определенных категорий населения. На этих условиях балет смотрят дети из неблагополучных семей, одаренные дети, отличники. В зале более 1700 мест. Мне кажется, это очень эффективное вложение.

Когда откроется краеведческий музей?

Планируем осенью, ближе к зиме. Надеемся, что ноябрь — реальная дата. Практически все работы выполнены, значительная часть оборудования установлена. Особенности бюджетного процесса таковы, что заказчиком работ не являются ни музей, ни министерство культуры области. В данном случае заказчик — региональное министерство строительства, а исполнитель — государственное казенное учреждение Новосибирской области — «Управление капитального строительства».

Бюджетные ассигнования не сокращены, а сроки переносятся из-за того, что, например, вентиляция или пожарная сигнализация установлены, но не отлажены и запущены в эксплуатацию. Есть еще ряд недоработок, которые сейчас устраняются.

Недавно СМИ писали о рейтинге агентства Варламова, где Новосибирск оказался в числе «бескультурных городов России». А есть другие рейтинги? Как там представлен регион и Новосибирск, в частности?

Оценку самому рейтингу я не дам, методика не представлена, поэтому трудно что-либо сказать.

Плюс к этому, как сообщают источники, использовался показатель посещаемости музеев за 2010 год. Наверное, у нас посещаемость музеев меньше, чем в столицах и городах, которые имеют старинную историю. Для каждого региона существуют требования по показателям посещаемости музеев, они спланированы до 2018 года в «дорожной карте». Мы превышаем этот показатель.

Кроме того, у нас есть выставки свободного доступа, то есть они проходят не только в музеях, где это делается, как правило, за плату. Интересное новосибирское начинание — выставки в метро, я говорю о вагоне-музее, в котором в течение года проехало более 5 млн. человек. Эту цифру в отчетность мы, конечно, не подаем.

У нас приличный, один из лучших в России, процент охвата детского населения, которые в учатся в школах искусств. По этому показателю мы в России в первой десятке. В Дельфийских играх России Новосибирская область на первом месте. В городе полный набор театров — есть драматические, театр оперы и балета, театр музыкальной комедии, театр кукол…

В Новосибирске очень высокий процент посещаемости театров. Они продают не менее 95% билетов. Это очень высокий показатель, который является примером для многих территорий.

В рейтинге Варламова использован один показатель, а если добросовестно оценивать уровень культурной среды в городе, то не надо забывать, что у нас, пожалуй, самая большая в стране филармония, в составе которой 20 коллективов. Если говорить про уровень концертов и фестивалей, сошлюсь на высказывания Ирис Цвайг — Первого Секретаря Посольства государства Израиль. Она с гордостью отмечает, что ей и ее мужу завидуют коллеги во всех других городах не только России, но и многих стран мира, когда она рассказывает, какие концерты, спектакли, фестивали они посещают в Новосибирске.

Мы вполне объективно оцениваем наши достижения, но прекрасно видим и проблемы, и перспективы. А при составлении рейтингов важны порядочность и профессионализм.

Оперу «Тангейзер», которая возмутила некоторых граждан, сняли с репертуара. На спектакли других новосибирских театров тоже была критика за вольные трактовки. Будет ли министерство вмешиваться в творчество до того, как это будут пытаться сделать так называемые православные активисты?

Считаю, что, несомненно, должна существовать — и она есть, и была — система внутренней оценки театральных и зрелищных мероприятий. В театральном сообществе действуют механизмы художественной, театральной критики, работают худсоветы самих театров. Это отмечено и в «Основах государственной культурной политики».

Мы планируем в сентябре провести встречу с нашими театральными критиками, обсудить прошедший сезон и поговорить о перспективах; обязательно пригласим директоров театров, режиссеров, артистов.

Сейчас на федеральном уровне разрабатывается стратегия государственной культурной политики, заявлена позиция федерального министерства культуры. Она совершенно ясна и заключается в том, что деятельность государственных учреждений культуры должна соответствовать государственной культурной политике. То есть каждый руководитель органа власти или учреждения культуры должен эту политику осуществлять.

Слово «вмешательство» мне кажется неправильным, а ответ на вопрос, будет ли министерство выполнять требования, утвержденные Указом президента России, прост: несомненно, будет.

А с теми, кто активно выступал против «Тангейзера», срывал концерты, министерство хоть разговор составило?

Мы и во время острой фазы конфликта, и после взаимодействовали с разными конфессиями, обсуждали эти проблемы. В чем-то у нас взгляды сходятся, в чем-то могут отличаться — это нормально. Несомненно, наш диалог продолжится.

Мне бы не хотелось открытого противостояния, надо все вопросы решать в нормальном рабочем переговорном ключе, только в рамках закона, не допускать дестабилизации обстановки и искать компромисс. Мне кажется, это правильная позиция, когда объективно в обществе могут быть разные интересы. Здесь очень важно найти пути не подавления, а согласования этих интересов. Это непросто, но будем работать.

Обсуждение вызвало празднование 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, распоряжением губернатора на мероприятия в честь этой даты выделяются средства областного бюджета. Ваше отношение к таким мероприятиям?

Существует указ президента России о проведении торжеств, распоряжение Правительства Российской Федерации, где рекомендовано исполнительным органам власти регионов поддержать проведение торжеств и предусмотреть на них бюджетные средства. У нас уже некоторые мероприятия прошли, например, духовно-просветительская акция «Поезд памяти «За духовное возрождение России». В этом году она была посвящена 70-летию Победы и 1000-летию со дня преставления равноапостольного князя Владимира.

Я участвовал в разработке программ министерства культуры Новосибирской области с 2009 года, еще не работая здесь. Во всех программах одна из важнейших задач формулировалась так: формирование условий для развития духовности, нравственного здоровья и высокой культуры. Наши учреждения на протяжении многих лет проводят мероприятия, направленные на духовное и нравственное воспитание жителей Новосибирской области, на укрепление традиционных для России ценностей и норм. Это полностью соответствует принципам, принятым в «Основах государственной культурной политики».

Эти проекты мы часто осуществляем в сотрудничестве с общественными организациями, культурно-национальными автономиями, представителями различных религий и конфессий. Если говорить о культуре в широком смысле, православие является очень важной традицией для нашего государства, мы ее сохраняем. В прошлом году ряд учреждений культуры проводил мероприятия, которые были посвящены 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского. Они тоже были направлены на духовное и нравственное воспитание и, насколько я помню, не вызвали какого-либо протеста.

Мы широко отмечаем дни славянской письменности и культуры, которые связаны с именами христианских святых Кирилла и Мефодия, и реализуем много хороших, содержательных проектов, опираясь на памятные даты российской истории.

nsk.rbc.ru

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru