Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Новосибирский оркестр озабочен академической неуспеваемостью литовского дирижера

Добавлено 12 октября 2015

Но областная филармония все-таки продлила контракт с Гинтарасом Ринкявичусом до 2017 года

Татьяна Людмилина и Гинтарас Ринкявичус убеждены, что новосибирский академический симфонический оркестр владеет самым разнообразным репертуаром
Во вторник, 22 сентября, генеральный директор Новосибирской государственной филармонии Татьяна Людмилина провела пресс конференцию, на которой была представлена программа предстоящего юбилейного 60-го сезона академического симфонического оркестра. В присутствии художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса руководитель концертной организации официально подтвердила появившуюся накануне информацию о продлении контракта с маэстро до середины 2017 года.

Заявление директора филармонии прозвучало довольно актуально, поскольку накануне появились сообщения о том, что Гинтарас Ринкявичус объявил о готовности уйти из новосибирской филармонии. По инсайдерской информации, причиной столь резкого демарша дирижера стало заседание художественного совета оркестра, на котором ему были высказаны претензии. Но не как к музыканту, а как к художественному руководителю, который из-за своего плотного гастрольного графика фактически не успевает вести систематическую работу с академическим музыкальным коллективом.

«Информацию от инсайдеров нужно все-таки немножечко проверять», — заявила Татьяна Людмилина журналистам на 28-й минуте пресс-конференции, которая была посвящена началу нового сезона Новосибирской государственной филармонии.

Реплика директора филармонии была брошена после того, как прозвучал вопрос: почему контракт с художественным руководителем и главным дирижером академического симфонического оркестра Гинтарасом Ринкявичусом продлен только до конца сезона 2017 года и не связано ли это какими-то внутренними противоречиями. До этого момента разговор на пресс-конференции шел о прошедших гастролях оркестра филармонии в Италии, предстоящих событиях сезона, а также юбилейном концерте оркестра, который должен будет пройти 29 марта в Концертном зале Мариинского театра.

«Никто не скрывал, что с маэстро Ринкявичусом подписан контракт на три года, который истекает летом 2016 года, — продолжила Татьяна Людмилина. — Мы договорились о том, что он проработает еще год».

Маэстро Гинтарас Ринкявичус, который также принимал участие в пресс-конференции, решил поддержать тему перспектив, которые возникнут после 2017 года. «Посмотрим, что будет дальше, — скромно заявил главный дирижер. — Я уже довольно давно здесь дирижирую».

Тему достоверности инсайдерской информации никто из присутствующих на пресс-конференции развивать не стал. Хотя накануне открытия нового сезона в местных средствах массовой информации появились сообщения о скорой отставке Гинтараса Ринкявичуса. Утверждалось, что об этом главный дирижер и художественный руководитель новосибирского академического симфонического оркестра заявил на репетиции, которая должна была состояться в субботу, 19 сентября. Но конкретно о причинах его ухода никто из журналистов не написал.

Двое суток спустя директор филармонии Татьяна Людмилина опровергла информацию об отставке литовского дирижера, распространив специальное заявление, в котором уверяла, что с маэстро Ринкявичусом достигнута договоренность о работе в следующем концертном сезоне. «Филармония, являясь крупнейшим учреждением культуры, постоянно находится в центре информационной повестки, — заявила Татьяна Людмилина одному из сайтов в своем традиционном стиле, — и, к сожалению, обратной стороной интереса к организации подчас становится появление информации, не соответствующей действительности».

Впрочем, инсайдерская информация о настроениях в академическом симфоническом оркестре Новосибирской филармонии была гораздо более суровой. Утверждалось, что объявить о своей отставке Гинтарас Ринкявичюс собрался после решения, которое накануне принял художественный совет оркестра. Согласно одной версии, худсовет выразил ему нечто вроде недоверия, следствием чего стал эмоциональный поступок литовского дирижера. По другой версии, маэстро были высказаны претензии, связанные с тем, что он слишком мало времени уделяет работе с оркестром, поскольку ведет довольно активную гастрольную деятельность, а его визиты в Новосибирск носят едва ли не случайный характер. Оркестранты были недовольны графиком репетиций, который зависел от прилетов маэстро из Москвы, а сами репетиции проводились, как правило, во второй половине дня.

Гинтарас Ринкявичюс занял пост художественного руководителя и главного дирижера академического симфонического оркестра новосибирской филармонии в 2007 году. После смерти основателя оркестра маэстро Арнольда Каца многим казалось, что ему нет реальной альтернативы. Но за это время выпускник Ленинградской консерватории и лауреат нескольких престижных конкурсов дирижеров сумел заслуженно завоевать признание местной публики, став одним из самых любимых дирижеров Новосибирска.

В то же время, как утверждают источники, на художественного руководителя возлагалась ответственность за репертуарную политику оркестра. Некоторые отмечали ее однообразность, полагая, что круг исполняемых произведений несколько ограничен. Возможно, именно поэтому в ходе пресс-конференции дирижер убеждал журналистов, что нет ничего плохого в том, что новосибирский симфонический оркестр постоянно обращается к классическому наследию. «Произведения, проверенные временем, всегда и везде дольно часто исполняются, — заявил Гинтарас Ринкявичюс. — Если человек один раз прослушал пятую симфонию Бетховена, то второй раз он находит в ней нечто большее».

Взаимоотношения дирижера с оркестром всегда носят особый характер, независимо от того, навязан ли музыкальный руководитель творческому коллективу продюсером или избран всем коллективов как это происходит, например, в Берлинском симфоническом оркестре. История полна случаев, когда оркестры жестко конфликтуют с дирижером и добиваются его ухода, как это произошло в 2011 году, когда под напором коллектива был фактически изгнан из ГАСО имени Светланова Марк Горенштейн. В Сибирском федеральном округе аналогичный случай был отмечен в Бурятском театре оперы и балета, где под напором оркестрантов были выдворены подряд два дирижера — сначала ученик Валерия Гергиева Антон Лубченко, а позже — Азат Максутов.

Ситуация в новосибирском академическом симфоническом оркестре, находящемся в очень хорошей форме, которой позавидовали бы многие музыкальные коллективы России, была принципиально иной. Но некоторым казалось, что известный музыкальный коллектив в последние годы фактически не имел руководителя, который работал бы с музыкантами в ручном режиме, а все другие постоянно приглашенные дирижеры, среди которых были Томас Зандерлинг и Фабио Мастранджело, не имели такой возможности. Другие уверяли, что времена, когда дирижер пестовал своих музыкантов (как это делали великие мастера прошлого) безвозврато ушли. Тем более что активная гастрольная деятельность становится едва ли не главным атрибутом любого успешного дирижера.

История с уходом Гинтараса Ринкявичюса действительно могла обратиться в грандиозный скандал. Особенно накануне 60-го сезона, который начинает новосибирский академический оркестр, являющийся базовым коллективом филармонии. Можно только догадываться, сколько усилий пришлось приложить руководству филармонии для того, чтобы не только погасить тлеющий огонек конфликта, но и представить его общественности как историю с контрактом, который почему-то пришлось продлевать до 2017 года в пожарном порядке.

«Мир сегодня живет несколько иными формами, нежели мы себе это представляем, — специально подчеркнула на пресс-конференции Татьяна Людмилина. — В Европе принято заранее говорить, до какого времени будет действовать тот или иной контракт и с какого времени будет работать кто-то другой. Ну что в этом такого?»

fedpress.ru

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru