Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Решетников об увольнении Людмилиной: «Мы все умеем зарабатывать, но это не главный показатель»

Добавлено 23 сентября 2016

Новосибирский министр культуры Игорь Решетников рассказал Тайге.инфо, зачем уволил директора филармонии Татьяну Людмилину сразу после выборов, какова в этом роль Мединского, Репина и Калужского, на чьи деньги содержится министерство, важно ли народное творчество и нужны ли эффективные менеджеры.

© Наталья Гредина. Игорь Решетников
Тайга.инфо: Татьяна Людмилина была, что называется, эффективным менеджером, и ее за методы достижения эффективности упрекали. Ни для кого не секрет их конфликт с художественным руководителем филармонии Владимиром Калужским. Но именно эффективности от нее требовали, и за что тогда уволили?

— Не все в культуре, к большой радости, измеряется деньгами. Эффективный менеджер — это здорово, когда учреждение зарабатывает деньги, но надо же смотреть и внутрь: как, чем? Но сложилась ситуация в течение двух лет, когда мы все время только и читаем в СМИ про огромное количество жалоб и писем, которые поступали и на губернатора, и на меня. В культуре же самое главное — не заработать деньги, главное — творческий процесс. Самое главное, чтобы руководители коллективов, которые там работают, могли творить. Филармония — это очень большой творческий коллектив, и я думаю, художественный совет в ней должен играть не последнюю роль, даже определяющую, потому что художественная составляющая — главное в ней.

Я не отрицаю, что есть и положительные проекты, есть отрицательные проекты, но вся эта атмосфера, которая накалялась в филармонии… Знаете, иногда лучше не деньги, а нормальная систематизированная работа с людьми, которых надо уважать, потому что они стали народными и заслуженными не благодаря Людмилиной или Решетникову, а благодаря своему таланту, потому что их бог в темечко поцеловал. С людьми надо уметь общаться и разговаривать. Мы — менеджеры — вспомогательный персонал, а основной — это те, кто на сцене.

Это же она не первый раз обо мне, о других людях вот так, в таком плане… Я никогда б себе не позволил и не позволю насчет кого-то вот так высказываться. Это, конечно, оскорбление в мой адрес. Я ее не оскорблял. Я имею полное право, и я это сделал, мне не нужны дяденьки в погонах. Я первый раз сделал, когда объявил выговор за финансовые вопросы, это было летом. А сейчас ещё раз объявлять за что-то — ну, зачем, когда лучше уже просто наводить порядок, чтобы филармония начала нормально функционировать.

Тайга.инфо: Про выговор поподробнее, пожалуйста, в чем там суть?

— Финансовые нарушения, притом очень большие, на Транссибирском Арт-Фестивале.

Тайга.инфо: Татьяна Николаевна говорила об экономии.

— Какая экономия? На самом деле, были деньги, предназначенные на фестиваль. А премии выплачиваются из прибыли, это постулат. А здесь они говорили Репину, и Вадик очень сильно возмущался, что денег больше нет. Это два с лишним миллиона, они не имеют к премиям отношения. И первый конфликт был, когда она в таких же тонах высказывалась в отношении меня и моего заместителя. Но деньги эти были — нецелёвка. Не могут программные деньги выплачиваться на зарплаты. Они должны были быть потрачены на ТранссибирскийАрт-Фестиваль. Репин очень удивился, когда узнал, что такая сумма была, но не была потрачена на фестиваль, а где-то в филармонии осталась на стимулирование персонала и так далее. Но это совершенно неправильно, потому что деньги выделялись целевые. Когда мы провели проверку и обнаружили это, то вернули деньги обратно. Были и другие нарушения, за которые она и получила выговор.

Я не отрицаю, что она была хорошим руководителем театра. Она меня поливает, конечно, но решение, в первую очередь, принимал я сам. На данный момент никаких личностных взаимоотношений здесь нет. Для меня то, что происходит в филармонии, в связи с тем, что я дружу со многими артистами, видится как снежный ком, который чем дальше, тем больше нарастает. И это не один Калужский, там же двадцать коллективов.

Тайга.инфо: И что, они разом все пришли и сказали: «Давайте нам другого директора»?

— Да причем здесь это. Просто люди, в том числе руководители коллективов, категоричны. Во-первых, обращение с людьми, как она с ними разговаривает — точно так же, как на этойпресс-конференции против меня, так и с некоторыми заслуженными и народными. Так с людьми нельзя. А они лицо нашей филармонии. И собственно говоря, зарабатывать мы все умеем и можем, но это не главный показатель. Должен быть творческий процесс хороший, выстроенность коллектива, чтобы не было никаких конфликтов.

А то, что она сделала, она делала и раньше, в том числе и в отношении меня. Я просто человек неконфликтный и не собираюсь…

Тайга.инфо: Если главная цель смены руководства — налаживание взаимоотношений внутри коллектива, значит, новый директор будет человеком, хорошо знакомым с филармонией?

— Ну, конечно, есть желание поставить человека с консерваторским образованием и с управленческим опытом.

Тайга.инфо: Кто это?

— Мы подготовили предложение Бейбиту Мухамедину, он в играет в симфоническом оркестре оперного театра, является руководителем нашего учреждения «Дирекция фестивальных и конкурсных программ», у него большой опыт проведения различных проектов, при том очень больших, «Надежда планеты» и ещё. Самый большой — «Дельфийский Новосибирск», когда приезжало 2,5 тысячи ребятишек, а он был начальником штаба этого проекта. Почему он и стал директором дирекции — потому что Наталья Васильевна (Ярославцева, экс-министр культуры Новосибирской области — прим. Тайги.инфо) увидела его как управленца.

Тайга.инфо: Он вступает 20 сентября?

— Во-первых, он будет с испытательным сроком. Я хочу наконец-то наладить, как было… Когда Татьяна Николаевна говорит, что никого никогда не снимал так министр, она забывает, что сама пришла на место Назимко, которому было предложено или уволиться по такой же статье, или написать заявление по собственному желанию. Александр Геннадьевич как глубоко культурный человек ушел без конфликта из филармонии. Воспитанность — это очень хорошая черта. Собственно говоря, Василий Иванович Кузин снимал точно так же предыдущего директора.

Тайга.инфо: Но, кажется, как раз Назимко за неэффективность уволили.

— При нем зал Каца построили.

Тайга.инфо: И сколько доделывали потом при Людмилиной.

— Но это не от него зависело. Я видел, как он болел этим залом. Я не говорю, что он эффективный менеджер, но он умел находить точки соприкосновения в коллективе. Было понимание, был худсовет, который работал, на котором я постоянно присутствовал, с которым мы постоянно решали творческие вопросы. При Калужском и Назимко мы возобновили работу Союза композиторов, который практически погиб, и молодые композиторы начали писать. В следующем году юбилей Союза композиторов, у нас есть программа, мы её делаем с Калужским.

Тайга.инфо: Но конфликты с некоторым руководителями коллективов у Татьяны Николаевны не вчера начались.

— Были попытки разговаривать, которые ни к чему не приводили. Последний раз все кончилось тем, что народ очень удивился, что Татьяна Николаевна кричит на меня, а я просто хотел поговорить.

Тайга.инфо: Людмилина заявила еще, что несколько раз уже могла стать министром культуры, но отказывалась, в том числе и освобождая место для вас.

— Да не надо было мне место освобождать, честно говоря. Стала бы министром культуры — и слава богу. Я не сильно рвался на эту должность. Но сейчас стоял вопрос, что хочется навести порядок и чтобы министерство могло работать. Мне нужен порядок и правильное принятие решений, в том числе и финансово-экономических.

За то время, которое прошло, я считаю, что наша команда работает довольно-таки эффективно. Мы начали тесно работать с тем же самым федеральным центром, мы начали притаскивать федеральные деньги. Та программа, которая мне досталась, не стала больше по сравнению с прошлым, но нам хватает на все. Мы проводим фестивали, мероприятия, мы их увеличиваем. В том числе активно работаем с областью. Мы же не городское министерство культуры. В области очень много вопросов к тому, что филармония привозила. Не из-за того, что это плохие программы, а потому что они тоже должны участвовать в формировании той программы, которую им привозит филармония. А этого нет, сейчас односторонняя связь. При Назимко областной отдел работал на пять, у меня вопросов к нему не было, их знали и любили в области.

Тайга.инфо: Но это же две разные задачи. Когда Татьяна Николаевна говорит, что на федеральном уровне культурный Новосибирск известен ТранссибирскимАрт-Фестивалем, Рождественским фестивалем, к которым она имеет непосредственное отношение, а вы нет, то она не сильно неправа. То есть либо ты работаешь на имидж области, либо занимаешься районами.

— Знаете, во всяком случае Мединский приехал сюда сейчас. И приехал не просто так, а с ним разговаривали и договаривались, и он привез проекты, которые будут с нами. Вы смотрите только на филармонию, а многие забывают народное творчество. Дом народного творчества провел в этот году огромный всероссийский фестиваль, который мы на «Сибирском огне» закрывали. И это для имиджа Новосибирской области ничем не хуже, потом книжная выставка-ярмарка, которую мы провели в ГПНТБ — она международная. И таких проектов море. Так что не только её проекты заметны. А тот же международный джазовый фестиваль начинали без нее. Или Кулябин со своим «Ново-Сибирским транзитом».

Она все говорит: я, я, я… Это все понятно, но это же не она одна делала, это за бюджетные средства. Да, с её благословения, но если б не было бюджетных средств и административного ресурса, я не уверен, что она бы это провела. А я проводил несколько фестивалей без государственных денег в Кемерове, на котором присутствовало более 20 регионов, и нашёл привлеченных средств более 7 млн.

Тайга.инфо: Еще вопрос: с таких должностей не так часто снимают, не предлагая ничего. Почему Людмилиной ничего не предложили? Или Новосибирская область не нуждается в ее услугах?

— Нет, почему. Просто надо осмыслить и подумать, надо, чтобы она остыла. Я думаю, мы найдём ей применение. Кто сказал, что нет? И Назимко точно так же уходил, и Наталья Васильевна, и Василий Иванович (Кузин — экс-министр культуры Новосибирской области). Все так уходили — сначала в никуда, потому что это эмоциональный всплеск, а потом нормально.

Тайга.инфо: За празднование юбилея филармонии теперь тревожно.

— Ничего тревожного, все будет хорошо, я на 200% уверен. Мне звонили из Питерской консерватории, из Московской, есть Уральская филармония, ничего не потеряно, люди готовы с нами работать. Это не проблема. Просто я говорю, что я прежде всего чиновник и себя им ощущаю, нет личностных взаимоотношений между Татьяной Николаевной и Игорем Николаевичем, есть министр культуры и директор филармонии. И нужно, чтобы коллектив нормально работал. Здесь ситуация такова, что все может быть, но наступают времена, когда надо что-то менять, надо филармонию дальше вести. Чтобы она звучала, необходимо, чтобы люди, которые в ней работают, чувствовали себя комфортно. В культуре надо любить людей, которые тебя окружают. Без этого работать в нашей сфере, очень тонкой и чувствительной, просто нельзя.

Тайга.инфо: Но они же все — творческие люди, неустойчивые в эмоциональном плане.

— Но она прежде всего менеджер. Конфликты всегда случаются, но можно было по крайней мере с коллективом вопросы обсуждать и находить точки соприкосновения. Но еще раз скажу, что решение принято мной, я по статье могу это сделать.

Тайга.инфо: В заявлении Людмилиной были еще важные моменты, например о том, что филармония содержит минкультуры, и министерский автопарк.

— Ничего такого и нет. Мы же находимся в здании филармонии, мы субсидируем, выполняем госзадание, выплачиваем деньги мы же, поэтому какие проблемы, ничего она не содержит за собственные средства. Это деньги министерства культуры. Выдаётся задание и на все эти работы выдаются деньги.

Тайга.инфо: А почему уволили 19 сентября, в понедельник после выборов?

— Потому что сколько можно было уже терпеть. Нарывалось. Я терпел до последнего. А в пятницу перед выходными зачем это было делать.

Беседовала Маргарита Логинова

tayga.info

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru