Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Скандал в культуре ЕАО — биробиджанский музыкант уличил в плагиате чиновников от культуры

Добавлено 29 января 2016

Управление культуры ЕАО

Пианист Александр Петрук камня на камне не оставил от предложенной управлением культуры концепции развития профессионального музискусства

«Концепцию развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области на период до 2025 года» жестко, но взвешенно и аргументированно раскритиковал известный биробиджанский пианист Александр Петрук. Интересно, что разосланный управлением культуры правительства ЕАО немногим экспертам для замечаний документ так и назван — «Концепция». То есть не «Проект концепции», а как бы уже принятый документ — руководство к действию. Внимательно изучив его, пианист пришел к выводу, что это чистейшей воды плагиат, поскольку концепция местных управленцев от культуры является на 90% компиляцией таких же документов (они взяты за основу с соответствующих сайтов и это легко проверить), с сайтов Министерства культуры РФ и министерства культуры правительства Хабаровского края. И лишь 5–10% собственного «самодеятельного» творчества местных чиновников, сообщил музыкант в интервью ИА EAOMedia. Тем самым, по его мнению, управление культуры «подставило», как минимум, своего непосредственного куратора — заместителя председателя правительства области Владимира Приходько.

Владимир Приходько давал поручение по концепции Светлане Тромсе (справа)
Фото: Леонид Якимов

Александр Петрук был одним из главных идейных вдохновителей проведенного в декабре 2015 года информагентством при поддержке областного Законодательного Собрания круглого стола «Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕАО», где выступил со своеобразным манифестом. Тогда он заявил, что «в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности».

Однако по какому-то странному стечению обстоятельств чиновники от культуры даже не удосужились привлечь его в качестве эксперта и не обратились к нему с предложением высказать свои соображения по поводу рождаемой в таких муках концепции.

Сегодня информагентство предоставляет Александру Петруку возможность высказать свое мнение по поводу концепции (документ есть в редакции).

»По содержанию. Концепция явно скомпилирована. Тот, кто ее создавал, бесконечно далек от понимания реальных проблем в профессиональном музыкальном искусстве, но какая-то необходимость вынудила написать этот текст. Получилось так, как получается у студента-троечника. Вырванные из контекста отточенные чужие формулировки склеиваются корявыми собственными вставками. Вообще трудно анализировать то, что лишено смысла, но я сделал над собой усилие.

Несколько примеров: в главе «Анализ современного…» видна неуклюжая попытка определить, что есть профессиональное музыкальное искусство. В качестве оригинала использовано определение «система музыкального образования». Анализом считается перечисление учреждений культуры и образования, проблема обозначена одним предложением: «в области в значительной степени снижена позиция профессионального музыкального искусства».На чем основывается это утверждение? Кто проводил анализ? По каким критериям? Что значит «в значительной степени снижена позиция профессионального музыкального искусства»? Какая мера этой значительной степени?

Еще пассаж оттуда же: «в настоящее время в Еврейской автономной области созданы условия для развития профессионального музыкального искусства». Хочется спросить — так о чем тогда речь? Филармония есть. Базовый коллектив — тоже. Колледж, правда, еще планирует. И еще: «7 образовательных учреждений дополнительного образования детей». Это называется «созданы условия»?

По содержанию этого текста говорить очень трудно. Когда цель формулируется таким образом, я понимаю, делать точно ничего не будут!

Посудите сами, ну что это такое? «Развитие профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области, создание условий для эффективного функционирования концертно-гастрольной деятельности в сфере академической музыки в соответствии с современными требованиями», а ожидаемые результаты: «повышение роли профессионального музыкального искусства на территории области;

-увеличение объема и повышение качества предложения в области профессионального музыкального искусства;

-развитие общественных потребностей в академической музыке, повышение востребованности высокохудожественного музыкального продукта среди различных слоев и возрастных групп населения»…

Текст написан для отчета, для руководства. Мол, вы хотели концепцию — мы вам ее предоставим! К реальности он не имеет никакого отношения. Предполагается, что это внутренний ведомственный документ для служебного пользования.

Участники круглого стола — вопросов пока больше, чем ответов
Фото: Леонид Якимов
По логике. В общих положениях дается определение, которое ни разу не встречается в тексте, вместо него даются другие, смысл которых не объяснен. При этом используются произвольно, так, как-будто они тождественны, что лишает текст цельности. В разделе «Цели и задачи, принципы ее реализации», о принципах реализации не сказано ни слова. Цели и задачи не следуют по смыслу. Например:

1.Развитие профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области.

2.Повышение роли профессионального музыкального искусства в культурной жизни области, музыкального просвещения и образования.

Угадайте, что из двух высказываний является целью?

В главе «Повышение доступности…» объявляется о необходимости создания базового творческого коллектива, хотя в главе «Анализ современного…." утверждается, что он уже существует. Там же чуть ниже речь идет о выступлениях перед аудиторией, состоящей из ограниченного количества слушателей, что противоречит смыслу названия главы. Глава „Анализ современного…“ сообщает: „запланирован прием абитуриентов на специальность „Инструментальное исполнительство“ (по видам инструментов), что приведет к подготовке…“.Как прием может привести к подготовке? Но это я уже придираюсь.

Стиль изложения. Неправильные склонения и падежи, ну да бог с ними, зато как формулируется! Одно из двух: либо у автора небольшой словарный запас, либо существует специальный словарь для использования в таких опусах. Помните, как Остап Бендер давал инструкции поэтам и писателям? Вот вам небольшой тезаурус (свод правил — пустых, бессмысленных, но красиво, на первый взгляд, и непонятно звучащих), который используют авторы концепции, засевшие в управлении культуры:

— вносить определенную лепту в перспективное развитие академического музыкального искусства;

— повышение доступности и качества музыкального искусства для различных категорий жителей области;

— расширение практики приглашения для ведения педагогической деятельности;

— формирование и развитие потребностей населения в области профессионального музыкального искусства;

— поэтому необходимо осуществление творческих связей с концертными организациями других регионов для удовлетворения потребностей различных категорий населения, осуществлять системный подход к формированию репертуарной политики;

— проведение инвентаризации и анализа наличия;

— удовлетворение реальных потребностей концертно-филармонической сферы;

— повысить роль программного финансирования в оказании поддержки различным формам распространения;

— расширять аудитории концертов среди различных слоев населения.

Известный писатель, владевший особым слогом Андрей Платонов плакал бы от умиления!» — заключает профессиональный музыкант Александр Петрук.

Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры прозвучали позже и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которая заявила, что

«дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО. Концепцию развития профмузискусства должны разрабатывать профессионалы, а не чиновники от культуры и «самодеятели».

На переднем плане — Марина Петрук
Фото: Леонид Якимов
Однако они ее все же принялись разрабатывать.

«В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой», — заявила в свою очередь директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева. Пианистка Ольга Котова, размышляя о проблемах в этой сфере и необходимости привлечения в качестве экспертов профессиональных музыкантов заявила: «В ЕАО нет сегмента профессионального исполнительского искусства».

Ольга Котова и Елена Болтыбаева
Фото: Леонид Якимов
«Первое и главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в ЕАО — непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев. Основной целью должно быть не проведение мероприятий, „галочки“ и увеличение количества концертов в отчётах. Второе препятствие — отсутствие чёткого и ясного понимания, „как должно быть“. Третье — вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации», — убеждена Марина Петрук.

От редакции напомним, что эксперты круглого стола сошлись во мнении, что профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции. В ходе двухчасового откровенного разговора (круглый стол прошел в конце 2015 года) его участники согласились, что для Еврейской автономии существует несколько ключевых проблем в области профессионального музыкального искусства. Это нехватка качественных инструментов, которые стоят очень дорого (например, приобретение концертного рояля обойдется примерно 3,5 млн рублей), отсутствие специалистов-настройщиков этих инструментов (сейчас в ЕАО только один эксперт имеет право выдавать заключение о состоянии фортепиано), почти полное отсутствие профессиональных коллективов, в том числе еврейских, и, как следствие всего вышеперечисленного, профессиональная не востребованность отдельных музыкантов, их отъезд из области. Хотя, с другой стороны, филармонии сейчас приходится приглашать людей со специальным образованием из Хабаровска.

Другие материалы по теме:

Биробиджанский пианист: Мое место в профессиональной музыкальной жизни столицы ЕАО — гетто

В филармонии ЕАО нет представления о функциях концертного зала — профессиональный музыкант

Профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции — эксперты

Дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО — пианистка

Для тех, кто сможет «осилить» многостраничный документ, а также сравнить и сверить текст с текстами Минкульта РФ и минкульта Хабаровского края (забив в поисковую строку Яндекса или Гугла любые 2–3 предложения), редакция публикует концепцию управления культуры правительства ЕАО без правок и исправлений.

Прочитать эту концепцию можно здесь: Концепция развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской АО (docx, 33 КБ)

eaomedia.ru

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru