Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Сумбур вместо музыки: крымскую филармонию продолжают сотрясать скандалы

Добавлено 06 февраля 2017

Создатель «Таврического благовеста», по мнению новых деятелей культуры Крыма, не дотянул до уровня худрука

Заслуженный деятель искусств и лауреат Госпремии Крыма, создатель и бессменный руководитель камерного хора «Таврический благовест» Владимир Николенко лишился должности в Крымской филармонии…

Соответствующее решение приняла директор филармонии Олеся Костенко. Министр культуры РК Арина (Вера) Новосельская официально подтвердила эту информацию на пресс-конференции в Симферополе.

В состав Крымской филармонии входят несколько профессиональных музыкальных коллективов — «Крым», «Таврия», «Хайтарма», «Подворье», «Джаз-Рандеву», «Таврический благовест», академический симфонический оркестр и камерный оркестр. С октября 2015 года художественным руководителем Крымской филармонии стал Владимир Николенко. В его обязанности входил контроль за репертуаром филармонии, подбор исполнителей и музыкантов, а также административная работа.

В последние дни уходящего 2016 года директор филармонии Олеся Костенко внезапно приняла решение об увольнении Николенко с этой должности. Она объяснила, что он хорошо справляется со своими обязанностями, «но вдруг кто-то сможет сделать это лучше».
 — Я сказал, что не уйду, потому что филармония — мой второй дом, — говорит Владимир Михайлович. — Олеся Владимировна — человек, который не имеет профессионального образования, который «поставлен» в эту филармонию для того, чтобы ее развалить, разрушить, уничтожить, что она и начала успешно делать…

Николенко особо отметил, что при голосовании о его дальнейшем пребывании на должности художественного руководителя в филармонии его самого лишили права голоса. Решение принималось хотя и коллегиально, но фактически без его участия. Других кандидатов на этот ответственный пост нет. В итоге кресло художественного руководителя филармонии останется пустовать.

 — Был поставлен вопрос — нужен ли художественный директор филармонии? — рассказывает Владимир Михайлович. — Его задала директор, Олеся Костенко, которая сама не имеет профильного образования. Она получила диплом по специальности «менеджмент предприятий». Я считаю, что ей нужен художественный руководитель — чтобы рассказывать, чем отличается симфония от сонаты и стоит ли ставить оперу «Травиата»…

Согласно указу директора филармонии, обязанности Николенко теперь сократятся до художественного руководителя хора «Таврический благовест».

Сумбур вместо музыки — так, вспоминая яркий газетный заголовок советских времен, называют в коллективе сложившуюся ситуацию. За год работы в должности директора филармонии Олеси Костенко кадровая чистка коснулась самых ярких музыкантов Крыма. Новая руководительница уволила ведущую солистку Елену Басаргину, дирижера камерного оркестра скрипача Александра Юца, в оркестре было сокращено десять ставок. Следующими под угрозой роспуска оказались ансамбли «Славяночка» и «Подворье». Невероятно, но факт: после возвращения Крыма в Россию был расформирован ансамбль русских народных инструментов «Калинка», который поддерживал соотечественников в Крыму и в течение многих лет радовал жителей полуострова исполнением русского фольклора.

— С политической точки зрения, это абсурд. При Украине нужен был в Крыму ансамбль русских народных инструментов, а когда Крым стал российским, то от ансамбля отмахнулись и изгнали, сократив семь ставок. На эти ставки взяли управленцев — открыли отдел рекламы и взяли людей на административные должности. Возможно, это и необходимо для филармонии, однако не такой ценой, — уверен Николенко.

Разумеется, изменение руководящей линии сказалось и на репертуаре филармонии. Музыкантов обязали разучивать шлягеры, вместо исполнения серьезных академических произведений. По словам «свергнутого» художественного руководителя, теперь оркестранты «ходят на работу, как на каторгу». Возможно, одной из причин отставки Николенко стало как раз несовпадение вкусов заслуженного деятеля искусств и специалистки по менеджменту предприятий, назначенной руководить филармонией.

 — Все мои попытки объяснить, что музыканты не могут играть такие произведения, что это может быть лишь какой-то небольшой процент для зарабатывания денег, а все остальное должна быть культура самого высокого уровня, не были услышаны, — возмущается Владимир Николенко. — Я считаю, что директор, которая показала себя с достаточно негативной стороны, не может организовать творческий процесс, не может прислушаться к тем необходимым магистральным направлениям, которые должна проводить Крымская филармония. Она превращает филармонию, которая должна нести воспитательную функцию, в варьете, в некую концертную организацию, которая призвана просто развлекать. Всем, кто трудится в Крыму на музыкальной ниве, стало очевидным, что главной целью деятельности новой администрации филармонии является получение прибыли. И в этом руководство преуспело: в минувшем году доходы возросли втрое — за счет увеличения количества концертов. Однако это не сказывается ни на зарплате музыкантов (средняя ставка в филармонии — 11 тыс. рублей), ни на качестве творческого процесса. Из-за повышения нагрузки музыканты не могут на достаточном уровне работать над программой, совершенствовать исполнительское мастерство.

Кроме того, творческие коллективы лишились репетиционной базы — сейчас оркестры вынуждены репетировать прямо в ялтинском концертном зале «Юбилейный», прямо скажем не приспособленном для этой задачи. Особенно тяжело приходится музыкантам с наступлением холодов: мерзнут руки, портятся инструменты.

«Им на сцене в Ялте поставили „халабуду“, и за час до начала репетиции приходит человек, который включает отопление. Там и репетирует оркестр — почти 70 человек, хотя никакой акустики там нет», — говорит Николенко.

Главная задача филармонии — обеспечивать высокий профессиональный уровень работы, не снижать планку. Однако в таких условиях крымские музыканты просто не могут этого делать. И маэстро написал письмо главе республики Сергею Аксенову с просьбой провести служебное расследование по данным фактам. Судьба Крымской государственной филармонии должна решаться на высшем государственном уровне, уверен он.

Однако у профильного министра Арины (Веры) Новосельской ситуация вокруг филармонии не вызывает тревоги: «Николенко остался художественным руководителем „Таврического благовеста“, то есть коллектива, который он сделал коллективом номер один. Вы знаете, что мы сделали серьезный творческий шаг и объединили в филармонию достаточно серьезные коллективы, такие как ансамбль „Крым“, „Таврия“ — это были в украинский период самостоятельные юридические лица. Руководители высказались о том, что каждый коллектив настолько самостоятелен внутри, что вмешательство извне главного художественного руководителя не всегда для них приемлемо. И руководство приняло решение о том, что они будут существовать сами. Каждый коллектив самостоятельно формирует репертуарную политику, самостоятельно делает отчетный концерт».

На пресс-конференции в Симферополе Арина (Вера) Новосельская подчеркнула, что Минкульт не уполномочен назначать или увольнять художественных руководителей филармонии или ее подразделений: «Мы согласовываем только назначение на должность генерального директора, главного бухгалтера и заместителей генерального директора».

Справка «МК»

Камерный хор «Таврический благовест» был основан в 1991 году Владимиром Николенко. За годы творческой деятельности коллектив многократно был отмечен премиями международных и всероссийских конкурсов. В репертуаре хора — духовная музыка от монастырских напевов XVI века до православных песнопений композиторов XIX–XX столетий.

Алена Федоренко, фото из архива «Таврического благовеста»

crimea.mk.ru

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru