Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Театр абсурда

Добавлено 14 апреля 2006

Александр Федосов

Оптимизация учреждений культуры, затеянная в Хабаровском крае, может оставить столицу ДВФО без нескольких театров

Ровно полгода прошло с январского заседания правительства Хабаровского края, на котором министр культуры Александр ФЕДОСОВ выступил с предложением объединить несколько краевых учреждений культуры.

«Истоки» культурной революции
Согласно законам о монетизации и об общих принципах организации местного самоуправления в РФ практически во всех субъектах Федерации были резко уменьшены доли бюджетов, отчисляемых на культуру, а часть учреждений культуры должна была быть закрыта как «невыгодные и ненужные» в новых условиях.

Таким образом, государство сбрасывало со своей шеи одну из самых «немощных» отраслей, получавшую дотации из Москвы и перепоручало ее судьбу региональным администрациям.

Со всеми полномочиями и оптимистичным напутствием «Спасение утопающих — дело самих утопающих». Все по тому же 131 закону («Об общих принципах…»), все театры, находящиеся на территории города, автоматически становились муниципальными. И понятно, что городской бюджет не идет ни в какое сравнение с бюджетом края.

Слияние (реорганизация, оптимизация и экономия средств — называйте, как хотите) подразумевало объединение краевой научной библиотеки с краевой детской библиотекой, краевой театр кукол с ТЮЗом, Дом творческой интеллигенции с краевым научно-образовательным объединением культуры (КНАТОК) и Дальневосточный симфонический оркестр с краевой филармонией.

Из заинтересованных лиц только «научка» и КНАТОК готовы к объединению и считают все происходящее закономерным процессом, к которому нужно относиться реально. Театр кукол и ДТИ — категорически против. В ТЮЗе (который как бы официально «за») в кулуарах говорят, что пока никто ничего не понял. Симфонический оркестр после смерти дирижера Виктора ТИЦА пока решено не трогать.

Самое же абсурдное во всем этом — то, что сотрудники названных учреждений о грядущей «реорганизации» (сейчас вместо этого «неправильного» слова говорят «объединение») узнали только с экранов телевизоров. Как будто бы случайно вы услышали из новостей, что завтра вас переселяют к соседям.

Что происходит?
Нетрудно представить реакцию. В краевом театре кукол началась не просто паника — все только и делали, что обсуждали грядущее «объединение», притом, что до конца ситуацией не владели даже в краевом министерстве.

Сразу после слушаний пресловутый январский доклад был отправлен на доработку, которые из 10 дней растянулись на долгие месяцы. Работники театра написали письмо губернатору края Виктор ИШАЕВУ и министру культуры с просьбой «оставить все, как есть», подписанное 39 человеками из 46. Письмо тут же завернули обратно, а ответа от губернатора в театре кукол не получили до сих пор.

При этом телевидению запретили снимать в помещении театра встречу труппы с краевым министром культуры, что еще больше накалило обстановку. Наконец, в театр кукол прибыл первый заместитель министра культуры Сергей СКОРИНОВ, попытавшийся объяснить людям, что происходит.

Он рассказал, что на примере двух театров «оптимизация» подразумевает одного генерального директора, двух директоров, одну бухгалтерию и взаимное использование как площадей, так и кадров. «Это никак не отразится на зарплате, никто не пострадает, две труппы сольют в одну, объединят цеха, а к началу следующего сезона театр кукол полностью и окончательно переедет на Муравьева-Амурского», — поспешил успокоить собравшихся Сергей Нестерович.

Объединение или закрытие?
Сейчас о полном переезде говорят, но уже не так категорично. То же, что в министерстве назвали «объединением», в театре кукол определяют ни больше ни меньше, как закрытие. Часть работников театра кукол — 6 человек из 46, скорее всего, уволятся. «Министры были у нас всего два раза, хотя и обещали, что будут периодически с нами встречаться», — говорят сегодня в цехах театра. В этих словах — не просто обида, а большое непонимание происходящих процессов. Возникшее во многом и из-за того, что внятных причин и объяснений от краевых властей работники театра так и не услышали.

Чем больше времени проходит с момента оглашения доклада Александра Федосова, тем большая безысходность овладевает сотрудниками театра. Усиливаются слухи о том, что вся эта история затеяна лишь ради исключительно выгодного здания на пересечении ул. Ленина и Шеронова, где до перестройки располагался кинотеатр «Молодежный».

Как рассказал корреспонденту «ЗР» один из работников театра, в ближайшем будущем можно ожидать все что угодно. В том числе и возвращения кинотеатров в те здания, которые они занимали до 90-х годов.

«Кинопрокат у нас сейчас, говорят, на подъеме. Люди пошли в кино, хотя, по большому счету, ничего в сфере обслуживания там не изменилось. Сейчас нам говорят: посмотрите, мы объединили в крае кинопрокат и цирк, и приводят этот опыт в качестве положительного примера. Но надо понимать и то, что эти успехи ничего общего с системными шагами краевого правительства не имеют. Весь подъем кинематографа в последние годы стоит на кассовых сборах, что в Москве, что в Новосибирске, что у нас. У нас появились свои цирковые артисты или налажена система подготовки молодых кинодокументалистов для дальневосточной студии кинохроники? Нет. Тогда о каких успехах мы говорим?»

«Нечего равняться на Питер»
Также работников театра кукол очень удивили слова Сергея Скоринова. Когда ему напомнили, что в Петербурге существуют совершенно автономные театр кукол и театр марионеток и никому и в голову не приходит их объединять под одной крышей, потому что это абсолютно разные театры и разные виды искусства, замминистра ответил в духе «нечего равняться на Санкт-Петербург», чем окончательно подорвал веру в разумный исход мероприятия. Вообще же, хабаровский опыт по слиянию разных культурных учреждений действительно уникальный. Подобным до последнего времени мог похвастаться лишь Сахалин с их «Международным театральным центром им. А. П. Чехова».

«В ТЮЗе сейчас также настороженно относятся к этой инициативе министерства, — говорит Наталья ГУСЕВА, заведующая постановочной частью краевого театра кукол. — Естественно, они думали, что мы придем, будем мыкаться по углам. То, что мы придем со своими правами, их, безусловно, не радует». Так нужно ли было сталкивать два коллектива (а столкновение произойдет неизбежно, таковы законы всех замкнутых, к тому же творческих коллективов)?

В новом уставе, предложенном театру министерством культуры, кукольникам предлагается зарабатывать деньги… на парикмахерских услугах и прокате детских кинофильмов, а в Доме творческой интеллигенции по слухам планировали разместить несколько игровых автоматов. Все правильно — для того, чтобы заработать.

Главным же итогом грядущей реорганизации краевых учреждений культуры уже сейчас можно назвать совершенно выпущенный из вида человеческий фактор. Наталья Гусева, работающая в театре кукол с момента его открытия, призналась мне, что в последние полгода впервые за многие годы не хочет идти на работу. «Раньше мы летели сюда как на крыльях, здесь был наш общий дом, наша семья. Теперь я воспринимаю это как обычное рабочее место». В театре напоминают о том, что культура вовсе не обязана приносить прибыли. «Наша прибыль — дети, которые растут на этих спектаклях и учатся вечным ценностям».

С этим сложно спорить, но еще сложнее спорить с краевой администрацией, конечно. И если там решили, что детям лучше быть в компании игровых автоматов…

Максим Фалилеев
«Золотой Рог в Хабаровске», № 25 2006 г.
old.zrpress.ru

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru