Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


В Перми хотят создать «консерваторию имени Курентзиса» на руинах местного музыкального образования

Добавлено 21 марта 2012

Открытое письмо студентов Пермского Музыкального колледжа
Пермский музыкальный колледж подает сигнал SOS!

Сегодня Пермский музыкальный колледж может исчезнуть с музыкальной и образовательной карты России. По инициативе руководства Пермского края весь имущественный комплекс ПМК запланировано передать проектируемому учебному заведению — Пермской консерватории. Как следствие — Пермский музыкальный колледж, учредителем которого является Агентство по управлению госучреждениями Пермского края, лишается лицензии на право ведения образовательной деятельности, т. е. перестает существовать.

Почти 90 лет ПМК — это образовательный, методический и просветительский центр Прикамья в сфере музыкального искусства и педагогики. Коллектив колледжа обладает мощным творческим потенциалом и авторитетом в мире музыкального искусства и образования. Выпускник ПМК — это всегда марка качества, поэтому во всех российских консерваториях и музыкальных академиях выпускники колледжа — желанные абитуриенты и студенты. Среди выпускников ПМК такие имена как: композиторы Е. Крылатов, А. Немтин, дирижеры А. Лейтуш (Филадельфийский симфонический оркестр), Д. Волосников («Новая опера», Москва), П. Герштейн (Москва), В. Грачев (худ.рук. Хорового училища, Санкт-Петербург), вокалисты Е. Максимова (солистка оперного театра им. К. С. Станиславского), А. Догадин (концертмейстер группы альтов Санкт-Петербургского симфонического оркестра, профессов Санкт-Петербургской консерватории), А. Щипицин (концертмейстер оркестра им. Андреева, СПб), музыковеды А. Торопова (доктор наук, лауреат Государственной премии, челн Общественной палаты при президенте РФ), Н. Жуланова (канд. иск., научный сотрудник Государственного института искусствознания, член Европейского семинара по этномузыке) и многие другие.

Выпускники ПМК входят в профессорско-преподавательских состав многих ВУЗов искусства и культуры страны, руководят крупнейшими творческими коллективами и работают за границей. Часть из них — лауреаты международных и всероссийских конкурсов, обладатели почетных званий, правительственных премий и наград. Их выступления за рубежом становятся культурным событием.

Ни одно учреждение культуры и музыкального образования в регионе (филармония, театры, оркестры, хоровые коллективы, учебные заведения всех уровней) не обходится без выпускников ПМК. Именно на базе ПМК было открыто первое региональное отделение Российского фольклорного союза, а так же пермское отделение Союза композиторов России. ПМК первым в регионе ввел преподавание музыкальной информатики, начала реализацию различных творческих проектов (в том числе, международных), единственное учебное заведение Прикамья, где функционирует эстрадно-джазовое отделение. Колледж активно продолжает работу по развитию творческого потенциала молодых жителей края.
Информацию о решении краевых властей создать в Перми консерваторию коллектив ПМК встретил позитивно. Таким образом, появилась возможность создать законченную 3-х уровневую систему музыкального образования в крае (музыкальная школа — колледж — ВУЗ). Где ни одна из 3-х ступеней не может существовать друг без друга — взаимосвязь обусловлена преемственностью, необходимой для совершенствования способностей и личностного развития юного музыканта.

Тем не менее, возникший по инициативе Т. Курентзиса (художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, создатель оркестра и хора MusicAeterna) проект по созданию консерватории на базе НИУ «Высшая школа экономики» (г. Пермь) вызывает ряд вопросов. Разработка проекта осуществлена без участия самых заинтересованных и непосредственно связанных с ним сторон. ПМК — главная ресурсная база консерватории, т. к. прием в нее осуществляется только при наличии среднего профессионального музыкального образования и практически все студенты колледжа ориентированы на поступление в ВУЗ. Преподаватели ПМК имеют консерваторское образование, большей части из них присвоены ученые и почетные звания. ПМК реализует все специальности, которые планируется открыть в консерватории.

По проекту при открытии консерватории и привлечении преподавателей и абитуриентов из Европы и других частей света делается ставка на единственного человека — Т. Курентзиса. Получается, что если его жизненные планы или профессиональные интересы поменяются, то консерватория окажется нежизнеспособной.

Выпускников консерватории, обучаемых за счет Пермского краевого бюджета, не планируется удерживать в Перми, т. к. уровень их подготовки в будущей консерватории, по мнению авторов проекта, не соответствует уровню музыкальной жизни в регионе. По словам Андрея Борисова — куратора проекта — «…абитуриентской базы для подобного амбициозного проекта нет ни в Пермском крае, ни в соседних регионах. Придется привлекать абитуриентов со всей России и из-за рубежа. Если Курентзису удастся привести западных профессоров топ-уровня, то, скорее всего, на них поедут молодые люди из-за рубежа, имея ввиду то, что музыкальное образование на Западе всегда платное (и очень дорогое!)». www.business-class.su

Для справки: Борисов Андрей Александрович — кандидат исторических наук, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Пермского филиала Высшей школы экономики. Образование: Александровский машиностроительный техникум по специальности «Монтаж станков и автоматических линий», Пермский государственный университет по специальности «История», автор диссертации на тему «Американские консерваторы и мультикультурализм».

В то же время, выпускники Пермского музыкального колледжа успешно работают в оркестре и хоре MusicAeterna под управлением Т. Курентзиса (это А. Кочнева — виолончель. Р. Ромашкин — ударные, И. Макарова и А. Егорова — артистки хора и другие). Сейчас в колледже учится новое поколение одаренных молодых музыкантов. Среди них — лауреаты Международных и всероссийских конкурсов. Лучшие из них способны поступить и успешно учиться в любой российской консерватории, что подтверждается ежегодной статистикой.
Почему же консерваторию понадобилось открывать именно в Перми? Зачем нужны такие финансовые вложения в обучение иностранных студентов со стороны краевого и федерального бюджета?

Обучение в консерватории планируется организовать на основе краткосрочных приездов мастеров-музыкантов из ведущих музыкальных вузов мира и России. А текущую работу по реализации госстандартов должны осуществлять, по выражению куратора проекта, пермские «коучи», т. е. преподаватели пермских музыкальных учебных заведений.
Неплохо было бы подвергнуть предлагаемый проект консерватории общественному обсуждению и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ экспертизе, а также предусмотреть ряд альтернативных проектов. Открытой консерватории — открытое обсуждение!

Наибольшее беспокойства вызывает тот факт, что для скорейшего открытия консерватории инициативная группа готова забрать любое имеющееся в г. Перми учебное заведение, чтобы включить его в документы по лицензированию в качестве материально-технической базы (предлагались институт культуры, сельхозакадемия, теперь музыкальный колледж). Взамен родного здания чиновники предлагают хозяевам выехать в недостроенные или непригодные для музыкально-образовательного процесса здания (например — в здание Педагогического колледжа № 4 «Оникс», где нет соответствующих госстандарту концертного зала и классов для индивидуальных занятий, учебного оборудования, а об акустике и других технических требованиях говорить вообще не приходится). При этом никого не смущает, что за этими зданиями стоят люди — студенты и их родители, преподаватели и сотрудники, традиции и дух альма-матер, культурные ценности родного города и края.

Учитывая высокие требования к зданию и потенциальные вложения в проект — кажется логичным постройка собственного здания консерватории, удовлетворяющего все требования инициаторов проекта, взамен очередному торговому центру.

Никто не рассматривает варианты долгосрочной аренды в вышеперечисленных учебных заведениях или размещение консерватории в зданиях, не связанных с образовательным процессом. Для минимального контингента студентов открывающейся консерватории в количестве 20–25 человек в этом случае понадобилось бы только аренда концертного зала. Лицензированию это не может помешать, т. к. НИУ Высшая школа экономики, в которой планируется открыть консерваторию в виде факультета «Музыка», имеем в своем имущественном комплексе 3 учебных корпуса.

На основании вышеизложенного наши требования:
1. Остановить изъятие и передачу имущественного комплекса Пермского музыкального колледжа в федеральную собственность.
2. Провести общественное обсуждение и профессиональную экспертизу проекта по созданию консерватории в г. Перми.

Студенты и родители студентов Пермского музыкального колледжа
19 марта 2012 г.
www.classicalforum.ru

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru