Написать в Минкульт.инфо

Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Выберите регион


Жанна Колотий: За витриной хора

Добавлено 12 июня 2014

Рассказывает Жанна Колотий
О необходимости возрождении в России культуры хорового пения говорят сегодня с высоких трибун. Открыто и действует Всероссийское хоровое общество (ВХО), устраиваются заседания Президиума общества. Выступление многотысячного детского хора на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи оказалось событием планетарного масштаба, хоровое пение хотят вернуть в общеобразовательные школы… Представители власти смело рапортуют о достижениях и свершениях.

И никому нет дела до мнения мэтров, прославивших хоровое пение еще в советские годы. А они бьют в набат, предупреждают: за яркой витриной разговоров и заседаний происходит уничтожение на местах жанра хорового пения. И не потому, что хоровое пение в его профессиональном виде хотят специально уничтожить. Просто новому руководству, что пришло теперь к власти, недоступно понимание того факта, что хор — это истоки национальной музыкальной культуры. Просто поколение этих новых руководителей выросло на попсятине, ужимках, кривляниях, и говорить с ними на языке культуры хорового пения отчаянно невозможно.

События, что разворачиваются сегодня вокруг Государственного академического Московского областного хора имени А. Д. Кожевникова — тому подтверждение.

Хор
«Русские могут петь динамично, свободно, великолепно!» «Один из великолепных хоров, которые когда-либо слышала Япония!» «Искусство, представленное русскими певцами выше всякой критики!» Эти отклики восторга и признания хранятся в кладовой Государственного академического Московского областного хора имени А. Д. Кожевникова, одного из старшейших хоровых коллективов страны. Свое летоисчисление хор ведет с 1956 года. Создавался какМосковский хор Соколова, существовал как хор Московской области и почти что за 60-летнюю историю переходил, что называется, от работодателя к работодателю, из рук в руки, пока не попал под юрисдикцию Московской областной филармонии. Филармония, как это принято в новейшей истории РФ, развалилась, хор перешёл в Московский областной Дом искусств (МОДИ) «Кузьминки».

И вот на сцене МОДИ «Кузьминки» — торжество. Чествование хора по случаю его 55-летия, было это в 2011 году. Зачитали поздравительный адрес от имени министра культуры Московской области; художественному руководителю хора Андрею Кожевникову вручили знак губернатора Московской области «Благодарю», ведущие артисты, кто отдал хору не один десяток лет, получили благодарственные письма губернатора и министерства культуры. Много слов говорилось об огромной роли коллектива «в сохранении и распространении классического музыкального наследия и духовного воспитания подрастающего поколения».

Случилось в том же 2011 году еще одно событие. Андрей Кожевников сложил с себя полномочия руководителя хора и пригласил в качестве своего приемника Жанну Колотий.

Жанна Колотий
Жанна Колотий — талантливый, молодой дирижер — из тех, кто фанатично предан хоровому искусству. Она пришла в Государственный академический Московский областной хор из Государственного академического русского хора имени Свешникова, когда областной хор пребывал уже в своей не лучшей форме. Сказывались и нездоровье Андрея Кожевникова, и разочарование, захлестнувшее его в «перестройку», и общая ситуация в стране, когда само существование русских хоров в России казалось призрачным. Потребовались вот эта сумасшедшая, неистребимая вера в синих глазах и фантастическая работоспособность Жанны Колотий, чтобы принять хор и заново поднять его на профессиональный и статусный уровень.

Три года руководства Государственным академическим Московским областным хором имени Кожевникова. Сделано следующее:

Определена база для хора, найдены площадки для выступлений.

Обновлён состав артистов, да так, что пришли заслуженные певцы-тенора, которые в любом хоровом коллективе нарасхват.

Восстановлен репертуар. Государственный академический Московский областной хор имени Кожевникова снова запел русскую духовную музыку, русские народные песни, советские песни в обработке Свешникова, Соколова, Кожевникова. «Репертуар, в общем и в целом, всегда был один и тот же в этом хоре — духовная и народная музыка, — рассказывала Жанна Колотий мне при встрече. — Но я сделала уклон именно на русскую духовную музыку». Впервые после десятилетнего перерыва хор имени Кожевникова вместе с Костромским хором исполнил сочинение «Всенощное бдение» Рахманинова в его полной редакции. Премьера состоялась во время гастролей хора имени Кожевникова в прекрасный древний русский город Кострому.

Государственный академический Московский областной хор имени Кожевникова восстановил участие в Международном фестивале «Московская осень», где исполняются произведения ныне живущих композиторов. В год 135-летия Павла Чеснокова Жанна Колотий организовала концерт. Духовные песнопения прозвучали в стенах Ново-Иерусалимского монастыря, в городе Истре, неподалеку от которого, в Вознесенске, Чесноков и родился 12 (24) октября 1877 года, и в котором выступал в качестве регента с хорами. На концерте присутствовал представитель городской администрации. Слушая великие песнопения в храме, в исполнении хора… он плакал. Было принято решение — проводить в Истре Фестиваль имени Павла Григорьевича Чеснокова, великого русского композитора и общественного деятеля, руководитель фестиваля — Жанна Колотий.

О Жанне Колотий заговорил «весь музыкальный мир». Отмечают особую атмосферу концерта, какую-то магическую связь, что возникает между дирижером и коллективом. Государственный академический хор Московской области имени Кожевникова дает концерты в Москве и малых городах. Жанна Колотий становится координатором и помощником дирижера концерта на Красной площади в ознаменовании Дня славянской письменности. Жанна Колотий — во главе комиссии по конкурсу в Московской области для детей — будущих участников хора-гиганта. Выступление этого хора под управлением маэстро Гергиева во время закрытия Олимпийских игр в Сочи никого не оставило равнодушным.

Метаморфозы
Московский областной Дом искусств «Кузьминки» был домом для хора имени Кожевникова недолго. В один из дней Министерство культуры Московской области попросило хор перейти под начало Продюсерского центра, который планировали реорганизовать снова в филармонию. Представитель министерства убедил Жанну Колотий в правильности перехода. Так хор имени Кожевникова оказался под сенью Продюсерского центра Московской области.

Вскоре Продюсерский центр — сказано-сделано — реорганизовали в Московскую областную филармонию. Сменилось и руководство, Ильгиз Ришатович Янбухтин — директор филармонии. Он же — директор по международным связям оркестра «Русская филармония». Этот оркестр, хороший, известный, как говорят, был создан в Москве еще во время оно, при правительстве Лужкова, а директор оркестра — Гаянэ Азариковна Шиладжян. Она же — жена Ильгиза Ришатовича Янбухтина. Всё милые люди. Вдруг выяснилось! Оркестр «Русская филармония», согласно контракту, прекращает свое существование в 2016 году! И как говорят теперь, оркестр «Русская филармония» должен «влиться-перелиться» в Московскую областную филармонию. «Русская филармония», филармония — не сразу и знаток поймет, о чем речь. Не исключено, что Московская областная филармония получит название «Русская филармония». И такая версия тоже есть.

Предложение, от которого нельзя отказываться
Оно не заставило себя ждать. Московская областная филармония в целях реорганизации «под Янбухтина», выделения ставок под оркестр «Русская филармония», должна пересмотреть штатное расписание. Для бюджетных учреждений — дело привычное. Под крылом филармонии несколько коллективов, слабое звено? Выбор пал на Государственный академический Московский областной хор имени Кожевникова. Руководитель хора и главный дирижер Жанна Колотий вызывается на ковер, на местном арго: «прессовать» будут. Предложение — сократить штатные единицы хора, перевести артистов хора на срочный трудовой договор. Что в переводе на русский означает: «конец твоему хору» и «артисту конец», каждый, кто подпишет срочный трудовой договор, может быть уволен на следующий день. Без шума и пыли. Г-жа Колотий от предложения отказывается.

Каждый, кто имеет представление о работе бюджетных организаций, знает, конечно, о существовании в организации «киллера». Раба «хозяина», палача народа. Пока «хозяин» в белых перчатках в кресле сериал смотрит, «киллер» расправляется над «хозяину» неугодным. В Московской областной филармонии «киллер» — г-жа Перепелкова. На «схемах по убиранию сотрудников» — молва идёт — собаку съела еще при должности в Министерстве культуры Московской области. «Конец твоему существованию», — приговор Жанне Колотий от г-жи Перепелковой… Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается. Опустим перечень точечных операций, что посеяли зерно сомнения в коллективе, поманили золотыми горами, внесли раскол… И вот уже подручные псы «киллера» заловили Жанну Колотий где-то под лестницей филармонии, порвали, как рассказал очевидец, пиджак, всучили заявление об увольнении «по собственному желанию с должности главного дирижера». Собственно говоря, тут уже неважно с какой должности, какими средствами, по какой схеме и какой причине. Было бы желание, как говорится, причину напишем. Важно, г-жа Перепелкова еще с одним орденом «эффективного менеджера» в петлице. Парадный выход теперь директора, Ильгиза Ришатовича Янбухтина.

— Я ставлю другого худрука, вы меня не устраиваете, — резюмировал суть событий г-н Янбухтин. — Я объявляю Азарова, человека с именем, на ваше место (Николай Николаевич Азаров — ректор Хоровой академии имени Попова — М.А.)

Созывается собрание хора имени Кожевникова, «вот ваш будущий художественный руководитель со следующего сезона». «Будущий художественный руководитель» произносит: «я вас в будущем прослушаю» и исчезает по делам более важным. Несколько человек из хора кивают в знак одобрения головами. Остальные принимаются писать письма прокурору Чайке, губернатору Московской области: «Просим отделить нас от филармонии, нас выживают, руководителя хора унижают» и т. д. и т. п., что уже принято писать в подобных случаях, о которых говорят модным словом: «рейдерский захват».

— Кому не нравится — может быть свободен. Заявление по собственному желанию на стол, — заключает г-н Янбухтин.

Суть событий
Дело было так или экскурс в историю.

Государственный академический хор Московской области имени Кожевникова готовился к фестивалю «Московская осень». Руководитель хора, Жанна Колотий, репетировала произведения, характер которых можно определить как патриотический. «Если я, допустим, беру произведение Пьянкова, которое звучит на слова Ахматовой «О, великий, правдивый, могучий и свободный русский язык», то я обязана рассказать артистам о войне, о победе, которую наш народ одержал, — рассказывала Жанна Колотий.-А когда мы готовилипрограмму, посвящённую победе над турками во время Балканской войны, то не сразу получалось правильно исполнить фразу «Заедают нас волки янычары! Без вины нам головы режут, наших жён обижают, позорят…» и фразу «Там гроза готовится на турок». Мы долго репетировали, и я объясняла: «Вы понимаете, как надо произнести слово „турок“? Вы представьте себе эти ожесточенные бои, моря крови, и звук „у“ тогда в слове „турок“ получится сочным, экспрессивным». Весь этот процесс был репетиционным, заряженным, прежде всего, на эмоцию, на мощное, звучное исполнение произведений.

Прошло несколько дней. «Руководитель хора Жанна Колотий пропагандирует русскость, псевдопатриотизм!» — вложили в ухо директора филармонии г-на Янбухтина.

Министерство культуры
Вопрос некорректный, но я пошла на риск:

— Жанна, обращались ли Вы в сложившейся ситуации в Министерство культуры Московской области?

Оказалось — обращалась. Представьте теперь кабинет министерства. Два сотрудника. Один из них — Ксения Б., девушке лет 25, то ли чья-то дочь, то ли чья-то любовница, то ли бывшая порнозвезда, о чем судачит министерский люд в курилке. Что ж, шило в мешке не утаишь. Другой — молодой человек столь невзрачной наружности, что история о нём вообще умалчивает. Главная — Ксения Б., она начальник по концертной деятельности. А дальше приводим разговор Жанны Колотий с Ксенией Б. столь типичный, что Ксения Б. — чиновник министерства культуры — становится именем нарицательным.

Ксения Б.: Дай нам имена, которые хорошие и очень популярные.

Жанна Колотий: Рахманинов, Чесноков, Чайковский.

Ксения Б.: Эти имена нам ни о чем не говорят. Ты понимаешь, мы должны тебя продать! Куда я тебя продам с Чесноковым, Рахманиновым? Кому это надо? Ты вообще-то, какой-то бренд можете назвать?!

Жанна Колотий: Могу, Чесноков. Великий русский композитор, хоровик, сам родом из Московской области.

Ксения Б.: Чесноков твой достал! Не надо нам культивировать только православие.

Жанна Колотий: У меня академический хор! Мы исполняем классический репертуар, мы не можем исполнять попсу! Если не наш хор, то кто тогда будет исполнять Рахманинова, Чеснокова?

Ксения Б.: Ты нам сначала денег заработай, а потом развлекайся со своим Чесноковым!

Тут Жанна принялась мне объяснять в сердцах, что пыталась рассказать, кто такой Чайковский с Рахманиновым, чем жанр отличается от стиля, что «академический хор» — это не «крыша», не для прикрытия… «Жанна! Владимир Николаевич Минин подписал ведь письмо в Вашу поддержку!», — схватилась я за имя Минина как соломинку и была готова расписать план спасения. Наступила долга пауза. «Минин, — произнесла, как отчеканила, Жанна Колотий, — им ни о чем не говорит. Они не знают кто такой Минин. Они только Круга знают».

Надо ли говорить, что в Министерстве культуры Московской области Жанна Колотий теперь персона нон-грата. От любви до ненависти один шаг.

Круг замкнулся.

Что же касается судьбы Государственного академического Московского областного хора имени А. Д. Кожевникова, то вряд ли она кого интересует. До Бога высоко, до царя далеко, чиновник бал правит. Не «пятая» колонна, не «шестая», — обычный тихушник-подрывник.

P. S. Вот только поставила точку, как поступило сообщение-молния: «В связи с проведением организационно-штатных мероприятий приказом от 5 июня 2014 № 17…. должность художественного руководителя и главного дирижера Государственного академического Московского областного хора имени Кожевникова будет сокращена». Хор обезглавлен.

Марина Алексинская

Комментарии:
Людмила Диковицкая 12.06.2014 16:43
Сколько ещё должно быть подобных историй, чтобы переполнилась чаша терпения истинно преданных своему профессиональному и человеческому долгу талантов России?
«От любви до ненависти…» узнаваемый поведенческий алгоритм, но к созиданию культуры великой России он не имеет никакого отношения!
Родоплеменные связи надо оставлять в прошлом, если готовы возрождать «симфонию души»!
Спасибо, дорогая Марина! Надеюсь, искусство художественной публицистики станет руководством к действию «вежливых людей»))) Чтобы восторжествовала божественная справедливость!

Борис Андреев 12.06.2014 17:16
Мерзкие, омерзительные факты обращения с русской культурой. Министерство культуры РФ есть, министр культуры есть, а в то же самое время русскую культуру отрубают по частям от живого тела. Как мне кажется, и руководителю хора необходимо улучшить репертуар, не исключая православных песнопений, сделать упор на русские народные и популярные песни. Не к попсе. Нет денег у них именно на русскую культуру. Спасибо, уважаемые Марина и Людмила, что Вы пишете об этом.

Ирина Жежерун 12.06.2014 17:33
Случай вовсе не частный. Театр романса Галины Преображенской, будучи предприятием муниципальным, постоянно подвергается нашествиям — от всевозможных проверок до прямых высказываний начальства о том, что, занимая прекрасное помещение, они являются убыточными, не приносят вожделенных денег. Между тем, выделенное помещение было в ужасающем состоянии, трудом Галины Сергеевны и собранного ею коллектива единомышленников, он стал похожим на сказку. В Театре проводятся международные конкурсы «Романсиада», открывающие молодым исполнителям путь к дальнейшей творческой реализации, дающие возможность людям услышать красоту классического романса. Таких, как Галина Сергеевна Преображенская, заслуженная артистка России, талантливая певица, музыкант, чудесный человек, — беречь, холить и лелеять надо, их же — по пальцам пересчитать… Но травят и травят, пытаясь лишить любимого детища, так необходимого для изголодавшегося по настоящему искусству народа.
Марина, если возможно, хорошо бы Вам взять интервью у Галины Сергеевны Преображенской и опубликовать его в «Завтра». Может быть, кто-то из власть имущих услышит и поможет?

Ирина Жежерун 12.06.2014 18:29
Николай Асташкин 12.06.2014 17:51
Нет, наверное, Ирина, так как власть имущие «семь-сорок» БОЛЬШЕ уважаюТЬ!
---------
Тогда может — люди услышат и заступят? Ведь пытаются отобрать последнее — хоть и не кусок хлеба насущного, но духовного!

http://zavtra.ru/content/view/za-vitrinoj-hora/

Поделиться vkfbt@g+ljpermalink

© 2015–2017 Минкульт.инфо. minkult.info@mail.ru