Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Дискотека вместо классики: фанаты возмущены репертуаром Саратовской филармонии

7 февраля 2018

Саратовская филармония

Иллюстрация Алёны Трухниной / © ИА «Версия-Саратов»
"Уважаемые руководители оркестра «Волга-Бэнд»! В прошлом концертном сезоне у вас была замечательная программа «Теория струн». Есть большое желание услышать эту программу в 2018 году вновь! Прекрасную авторскую музыку Вахтанга Торели в отличной аранжировке Дениса Марьева! Планируете ли вы ее включить в список программ?" — так на странице оркестра обратилась к его руководству поклонница музыканта Ирина Трифонова. Под записью набралось почти 30 комментариев почитателей творчества Торели. Как выяснилось, это только малая часть поклонников, которые очень недовольны тем, что «Теория струн» по неизвестным причинам выпала из сезона 2017−2018. Самые активные из них обратились в ИА «Версия-Саратов» и попросили разобраться, почему так произошло.

«Теория струн» — это сольная программа Вахтанга Торели, гитариста духового оркестра «Волга-Бэнд». Ее премьера состоялась весной 2015 года и, по словам поклонников Торели, прошла с аншлагом. «Концерт уникальный, потому что выступление соло-гитариста с духовым оркестром — это достаточно редкий случай не только для Саратова, но и для всей страны, — говорит Ирина. — Звучали не только произведения классических авторов, но и произведения Вахтанга в аранжировке дирижера оркестра Дениса Марьева».

Афиша «Теории струн»

Торели — известный саратовский гитарист. Его карьера началась еще в 1993 году в группе «Upside Down». За прошедшие почти 25 лет Торели успел поиграть не только в саратовских группах «хайдеггержив», «ВИА СССР», но и в питерской «Каркаде», а также в коллективе «Spacewalk», где вместе с ним играли музыканты из Швейцарии и Аргентины. Соло-гитаристом духового оркестра «Волга-Бэнд» Торели стал в 2006 году. С тех пор он работал с российскими и зарубежными дирижерами Артуром Богдасаровым, Валерием Полянским, Вадимом Вилиновым, Канатом Ахметовым (Казахстан) и Деннисом Фишером (США).
Деннис Фишер
дирижер симфонического оркестра и член Ассоциации директоров духовых инструментов в Университете штата Техас
Я несколько раз работал с Вахтангом Торели как соло-гитаристом в профессиональных музыкальных проектах. Он владеет великолепной техникой игры на инструменте и обладает потрясающей музыкальностью. Вахтанг прекрасно разбирается в различных музыкальных стилях от классики до хэви металла и рок-н-ролла и играет в них всех с большой точностью и легкостью.
Как дирижеру мне часто приходится работать с различными солистами из других стран. С Вахтангом было невероятно легко работать. Его подход к работе и его страсть к музыке делают его одним из лучших и самых приятных музыкантов, с кем мне приходилось работать.

Светлана Захарова, еще одна поклонница, тоже уверена, что «Теория струн» уникальна. «На этом концерте всегда полный зал, пустых мест просто нет, да и трудности с билетами могут возникать, — говорит она. — Видимо, нынешнее руководство филармонии не совсем заинтересовано в продвижении чего-то нового и стоящего».

Светлану поддерживает Ирина. «На премьеру „Теории струн“ были прекрасные отзывы, — продолжает она. — И в это же время у Торели появился сольный проект вне стен филармонии. Торели стал востребован и популярен. Не знаю, что произошло в оркестре после этого, но мне очевидно, что для Вахтанга это ничем хорошим не кончилось. Потому что второму концерту „Теории струн“, состоявшемуся в марте 2016 года, на мой взгляд, вставляли палки в колеса. Филармония всегда развешивает афиши мероприятий сильно заранее. Афиш „Теории струн“ было всего несколько и появились они буквально накануне концерта. Да и продажа билетов была организована как-то странно. Судите сами, билеты в партер, точнее на самые удобные и всегда востребованные ряды, были распроданы быстро. Оставалось всего два последних ряда, но при этом продажу билетов на балкон не открывали. Ее открыли только в день концерта. Разумеется, люди, которые хотели прийти и купить билет на балкон, не смогли этого сделать, потому что просто не знали, что там будут места. В итоге получилось, что на концерте был пустой балкон и два самых дальних ряда в партере».

Вахтанг Торели / © Группа «Волга-Бэнд» в соцсети «ВКонтакте»

По словам Ирины, со следующим концертом «Теории струн» в ноябре 2016 года было примерно то же самое. «Во-первых, его поставили в четверг, сами понимаете, что в будние дни зрителей всегда меньше, далеко не все могут уйти с работы пораньше, — рассказывает девушка. — Плюс ко всему этот концерт поставили за неделю до „Классики и рока“ — хита „Волга-Бэнд“. А это значит, что все, кто хотел послушать Вахтанга, долго выбирали и решали, куда же пойти. Потому что в обеих программах он много играет. В результате, конечно, часть зрителей решили купить билеты на „Классику и рок“. Ну, и точно такая же история, как и в прошлый раз, была с рекламой и афишами „Теории струн“. Их практически не было. Добавлю сюда опять же странную манеру открывать продажу билетов только по секторам и непонятно почему закрытый балкон».

В результате, как говорит Ирина, на ноябрьском концерте тоже был пустой балкон. «Понятно, что если концерт идет с аншлагом, то он успешный, он продолжается, — рассуждает девушка. — А если зал не заполнен полностью, то значит концерт не нашел отклика у публики. Только вот наполняемость напрямую завит от того, как проводится реклама, на какой день назначается концерт».

Поклонниц удивило и то, что в декабре 2017 года в расписании филармонии дважды стояла программа «DISCO-ТЕКА». Ее зрители могли услышать 16 и 19 декабря. А на 13 и 14 января 2018 года были назначены два подряд «Голубых огонька». «Программы переставляются, доставляются, на странице филармонии в социальных сетях проводят розыгрыш билетов, чтобы хоть как-то заполнить зал, — говорят поклонницы „Теории струн“. — Ну не верится, что нельзя поставить „Теорию струн“. Причем, это была у „Волга-Бэнд“ единственная оставшаяся чисто инструментальная программа».

Исчезновение из репертуара филармонии «Теории струн», по мнению поклонников, это хоть и беда, но не самая большая. Постоянных зрителей беспокоит качество программ, оставшихся в репертуаре. «На мой взгляд, „DISCO-ТЕКА“ — это полная безвкусица, — говорит одна из обратившихся в редакцию девушек. — Безобразное произношение, что в английском, что в немецком. И этот балаган ставится еще раз как успешная программа. Если при создателе и руководителе Анатолии Селянине это был качественный духовой оркестр, который играл инструментальную музыку и выигрывал на европейских фестивалях, то теперь это совсем другое. Все ниже и ниже мы скатываемся в дешевое шоу, не знаю, на кого оно рассчитано. Полностью инструментальные программы исчезли». Еще фанатов очень огорчает, что «Волга-Бэнд» практически перестал играть классику, которая обычно всегда есть в репертуаре духовых оркестров.

По мнению поклонников, все негативные перемены начались в оркестре с приходом нового художественного руководителя Ирины Шигоревой. Чуть ли не первым ее решением, по мнению девушек, стала отмена «Теории струн». При ней же прекратились гастроли оркестра. «В 2016 году было две поездки: „Теория струн“ съездила в Ростов, а программу с французским шансоном свозили в Казахстан, — перечисляют постоянные зрители программ филармонии. — Оркестр сам не выезжал с тех пор, как нет Селянина. Если солисты хотят, то они договариваются и платят сами. Сам заплати, сам съезди, а мы потом поставим галочку. Обычная практика для бюджетной организации».

Сам Торели о причинах отмены «Теории струн» в сезоне 2017−2018 не знает. «Это все на усмотрение художественного руководителя оркестра, — говорит он. — Программа кассовая. Два раза прошла в зале филармонии. Была исполнена и в Ростовской государственной филармонии с оркестром духовых инструментов им. В. Еждика. Мне никто ничего не объяснял по этому поводу». Однако при этом музыкант уверяет — в следующем сезоне «Теория струн» обязательно зазвучит.

К слову, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного концертного оркестра духовых инструментов им. В. Н. Еждика Артур Богдасаров рассказал нам, что ростовская публика очень тепло приняла «Теорию струн». «В Ростове эта программа прошла с большим успехом!» — отметил дирижер. Впрочем, что касается уникальности программы, то тут Артур Богдасаров судить не взялся: «Знаю аналогичные проекты. Например, Дмитрий Четвергов с оркестром МВД».

По словам художественного руководителя оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд» Ирины Шигоревой, у решения убрать «Теорию струн» из сезона 2017−2018 есть объективные причины. «У оркестра за 25 лет существования накопилось очень много программ, — говорит она. — Во многом благодаря тому, что у нас есть свой талантливый аранжировщик, он же дирижер, Денис Марьев. В последнее время мы сталкиваемся с тем, что у нас появились программы, которые не помещаются в сезон». Худрук «Волга-Бэнд» считает, что оркестр избалован публикой, и привык работать практически при полном зале. «Если мы видим, что какая-то программа провисает, мы просто даем ей отдохнуть», — уверяет Шигорева. Лидер группы «хайдеггержив» Сергей Меркулов уже много лет играет с Торели. «Я отслеживаю, что происходит в шоу-бизнесе в нашей стране, — говорит Меркулов. — И виртуозная игра на гитаре у нас плохо представлена. Просто нет таких гитаристов. Есть, например, Виктор Зинчук. Есть еще Сергей Табачников. И все, пожалуй. Да, безусловно, есть гитаристы, которые играют в московских клубах. Но такого глобального, чтобы выступать на сцене филармонии вместе с оркестром, такого у нас практически нет».

По словам Ирины Шигоревой, именно такая участь постигла «Теорию струн» в этом году — программа выпала из сезона не по злому умыслу. «Нам говорят, вот вы поставили две „Дискотеки“ и два „Голубых огонька“, — объясняет Шигорева. — Можно было бы на их место поставить „Теорию струн“. Но это тоже делается не просто так, а по определенным соображениям. Две „Дискотеки“ прошли с аншлагом. На „Голубой огонек“ уже в конце декабря распроданы все билеты. Это делается не первый год. Мы абсолютно объективны ко всем».

Что касается Торели, то к нему в оркестре тоже нет никаких претензий. «С Вахтангом у нас замечательные отношения, мы счастливы, что такой солист работает в нашем коллективе, — уверяет худрук „Волга-Бэнд“. — И что касается „Теории струн“, то будем откровенны, аншлагов не было, зал был далеко не полный. Именно поэтому концерт и отложили. С Вахтангом все это обсуждалось. Мы всегда принимаем командные решения и находим компромисс, если кто-то очень против чего-то. Но такого, как правило, не возникает. И здесь этого тоже не было, почему меня и удивляет реакция поклонников. Понятно, что это исходит не от Вахтанга, потому что между нами нет никаких недомолвок».

Директор филармонии Анэта Николаева, у которой мы также поинтересовались причинами исчезновения «Теории струн» из репертуара филармонии, сначала не поняла, о какой именно программе идет речь и попросила дать ей время, чтобы разобраться в ситуации. Насколько мы поняли, наш вопрос она переадресовала Ирине Шигоревой и в конце концов ответила с ее слов, что программа «не пользовалась спросом, поэтому ее не ставили». «Особо продаж не было, а в пустом зале оркестр не может работать, — отметила директор филармонии. — Мы не можем работать себе в убыток. У нас зал на 600 мест, если продано 100 билетов, то это все равно пустой зал». А вот что касается вопроса продажи билетов и закрытого балкона Анэта Николаева была довольно категорична: «Это наше право открывать балкон или не открывать».

Директор филармонии Анэта Николаева и худрук «Волга-Бэнд» Ирина Шигорева, узнав о недовольстве и просьбах поклонников, пообещали вернуть программу «Теория струн» в репертуар оркестра. Правда, теперь это произойдет только осенью 2018 года.

В конце января со страницы оркестра «Волга-Бэнд» в сети «ВКонтакте» удалили обращение поклонников «Теории струн» и Торели.
Канат Ахметов
главный дирижёр симфонического оркестра Государственной филармонии Астаны
Вахо приезжал в Казахстан не раз. Но эту программу здесь не исполнял. Думаю, что надо бы показать её нашей публике. Те программы, в которых Вахо участвовал, проходили на ура. А девушки поголовно влюбились в гитариста. Поддерживаю мнение, что Вахтанг — выдающийся гитарист с очень тонким музыкальным вкусом.

После подготовки материала поклонницы Вахтанга Торели снова обратились в редакцию ИА «Версия-Саратов». На этот раз они переживали, что журналист неправильно отразит их точку зрения, а публикация статьи только навредит Торели. Публикуем ниже те дополнения, которые они пожелали увидеть в статье:

«Если несколько десятилетий назад духовой оркестр ассоциировался исключительно с исполнением военных маршей, то сейчас наряду с классической духовой и военной музыкой ведущие европейские оркестры с большим успехом вводят в свой репертуар музыку из кинофильмов, произведения культовых рок-групп и современных композиторов. Репертуар духового оркестра практически не имеет границ.

Именно это и должен был демонстрировать оркестр „Волга-Бэнд“, который давно стал одним из символов и локомотивов музыкальной жизни Саратова.

Репертуар оркестра всегда создавался с учетом тенденций известных европейских оркестров. Многие программы, ставшие уже классикой для практически всех российских духовых оркестров, были в свое время новаторством, придуманным и воплощенным в оркестре „Волга-Бэнд“. Примеры таких программ — „Саундтреки Голливуда“ и „Классика и рок“, много лет с успехом идущие на сцене саратовской филармонии.

Однако настораживает факт, что в последние годы оркестр не гастролирует и не принимает участие ни в каких конкурсах, хотя когда-то был признан лучшим духовым оркестром Европы.

Да и новости о выступлениях солистов оркестра в последние несколько лет звучат все реже.

Возможно, это связано с тем, что программы, которые в течение многих лет были визитными карточками оркестра „Волга-Бэнд“, теперь есть в каждом духовом оркестре, а новых программ, способных заинтересовать публику в других городах, у нас не делают? Делают. И пример этому инструментальная программа „Теория струн“ для соло-гитары с оркестром, которая с успехом прошла в Ростове.

Или уровень исполнителей саратовского оркестра ниже, чем в других городах? Тоже нет, ведь много лет подряд наши солисты гастролировали по всей стране и выступали с ведущими оркестрами России, а лучшие российские и зарубежные дирижеры с радостью и гордостью принимают приглашение выступить в Саратове.

Но если сравнить актуальный репертуар сезона „Волга-Бэнд“ с другими духовыми оркестрами России, то бросается в глаза отсутствие инструментальных программ как таковых. Во всех концертах задействованы либо солируют вокалисты. Все программы посвящены либо современной музыке, либо музыке второй половины 20 века. Как таковая духовая классика и инструментальная музыка исчезли из репертуара. Такая же участь постигла и „Теорию струн“».

Наталия Гливенко

nversia.ru
120 просмотров
  • Полина
    27 февраля 2018
    Вот это да..!
    1. Светлана
      15 февраля 2018
      Интересно...

      Authorization