Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Дворниченко VS Чабовская: конфликт в томской филармонии

14 октября 2018

Конфликт, Томская филармония

В редакцию ТВ2 обратилась солистка ансамбля народных инструментов «Сибирские узоры» Екатерина Дворниченко. «В филармонии творится беспредел», — написала Екатерина в сообщении. Чтобы разобраться в ситуации мы встретились с певицей и коллективом «Сибирских узоров», а затем поговорили с директором Томской областной государственной филармонии Натальей Чабовской. Кто прав, кто виноват, попробуйте разобраться сами. Мы лишь приведем доводы конфликтующих сторон.


Для справки:

Екатерина Дворниченко — солистка ансамбля народных инструментов «Сибирские узоры». 25 лет работает в Томской филармонии. Начала петь в три года. Мама Екатерины, Наталья Дворниченко, пела в знаменитом хоре Владимира Лавриненко. Екатерина окончила Томское училище культуры по специальности «культурно-просветительская работа», затем Кемеровский институт культуры и искусства. Екатерину заметил и в «Сибирские узоры» пригласил Геннадий Полянин, тогдашний руководитель ансамбля, когда она вместе с мамой выступала в ресторане «Березка». С «Сибирскими узорами» Екатерина объездила всю Томскую область на несколько раз и пол-Европы — была в Финляндии, Испании, Китае, Польше.

Наталья Чабовская — директор Томской филармонии. В 1991 с отличием окончила Томское музыкальное училище по специальности теория музыки, в 1997 также с отличием — Новосибирскую консерваторию, а в 2002 — аспирантуру НГК. В 2003 защитила диссертацию по традиционной музыке Японии, кандидат искусствоведения. Прошла профессиональную переподготовку в Томском государственном университете по президентской программе «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства». С 1990 года преподавала в музыкальных школах Томска, в Томском музыкальном колледже. С 2005 по 2016 — директор колледжа. В 2000 году Наталья Чабовская создала в колледже ансамбль японской музыки «И свет, и ветер». Играет на японской цитре кото.

Екатерина Дворниченко Фото: Виктория Мучник
— Екатерина, вы написали нам, что в Томской филармонии происходит беспредел. Поясните, что вы имеете ввиду?

— Три года назад в томскую филармонию пришел новый директор и началось уничтожение людей.

— Прямо уничтожение?

— Да, уничтожение. Нас унижают, обзывают, оскорбляют. Что, касается лично меня, то мне все время говорят, что меня зрители не любят и поэтому меня не хотят выпускать на сцену. С приходом Натальи Чабовской я практически прекратила выступать на большой сцене. Когда я спрашиваю почему, мне отвечают, что начальник Департамента культуры не хочет видеть меня на сцене. Вас не хочет видеть Кнорр (заместитель губернатора по сельскому хозяйству и культуре) на сцене, говорят мне. Я прошу показать какие-то письменные распоряжения, но ничего нет. А летом с нас стали снимать доплаты. Когда мы приходим в кабинет и спрашиваем почему, нам говорят, что были выборы Путина, мы вам давали премии. Выборы закончились, премии закончились.

— Так откровенно и говорят?

— Да, так откровенно при всех. Просим показать приказы, о том чтобы снять доплаты, но никаких документов нет. Причем доплаты снимают не всем. Симфоническому оркестру, например, доплаты не снимают. Руководству филармонии доплаты тоже не снимаются.

— А сколько составляют доплаты? О каких суммах идет речь?

— Доплаты немаленькие. От 10 до 20 тысяч рублей.

— А оклады какие у вас?

— От 30 тысяч и больше. У симфонического оркестра, насколько я знаю, у ведущих музыкантов и до 100 тысяч рублей в месяц доходит.

Наталья Чабовская Фото: РИА Томск
Наталья Чабовская:

— Мы ничего и никому не сокращали. У нас все идет по плану. В нашем учреждении установлена Департаментом по культуре и туризму средняя заработная плата по кварталам и она четко выплачивается. В первом квартале — это одна зарплата, во втором другая, в третьем с учетом отпусков, и в четвертом будет четвертая.

—Т.е. каждый квартал у вас разные зарплаты?

— Да. Зарплата после указов президента и перехода на дорожные карты состоит из нескольких составляющих. И там есть обязательная составляющая, которая называется «стимулирующие выплаты». Эти стимулирующие выплаты подразумевают определенные объемы работы. Поэтому все эти годы зарплата двигалась в разные стороны. Что касается «Сибирских узоров», у них зарплата согласно дорожной карте повышалась. Средняя зарплата по году у них будет в соответствии со всеми расчетами и требованиями. Другое дело, что бывает люди в июле отработали одно количество концертов, а если мы возьмем такое активное время, как апрель и март, октябрь и ноябрь, то это будет совсем другое количество. Есть хлебные месяцы, а есть не очень. Есть стимулирующие выплаты, внебюджетные средства, с которых артисты тоже получают проценты. Но ни о каком снижении зарплаты речи не шло. Она распределяется по году неравномерно и зависит от того, кто и как отработал.

То, что артисты это связывают с какими-то политическими событиями, это их личные домыслы. С выборами это никак не связано.

Вы лучше спросите, какая у них была заработная плата в течение последних полутора лет. Пусть они ответят. Вы сравните ее со своей. Их зарплата гораздо будет выше.

— А вы не можете сказать?

— В среднем не менее 50000 рублей в месяц на руки. За последние полтора года. Но периоды все разные. Мы не знаем, что нас ждет в 2019-м году. Заканчивается действие дорожной карты, как дальше будет формироваться бюджет пока точно неизвестно. Хочу обратить внимание, что есть и внебюджетные средства, которые другие коллективы приносят в филармонию. И именно эти деньги тратятся на софинансирование зарплаты. «Сибирские узоры» — это 10 человек. А у нас творческих сотрудников 106 человек. А весь коллектив где-то 160 человек.

Ансамбль «Сибирские узоры» на репетиции Фото: Виктория Мучник
Екатерина Дворниченко:

— Гонения на нас начались года полтора назад. Что, я могу сказать лично по себе. У меня готовился сольный концерт к 25-летию творческой деятельности и мне просто вставляли палки в колеса. Мне не давали зал здесь, я ходила умоляла. Мне говорили, кто вы такая? Пока я не заявила, что я работник Томской филармонии на протяжении 25 лет. Меня мой друг Вячеслав Новицкий спрашивает, почему я до сих пор не заслуженная артистка? А меня не хочет филармония подавать на это звание. Директор говорит всем, что я не умею петь. Ее заместитель говорит, что это слушать невозможно. Разве можно так работать? Мы люди творческие, мы не любим эту грязь поднимать. Для меня — это шок.

— Если есть претензии к вашему исполнению, то почему вас не уволят?

— Конечно, Чабовская меня бы с удовольствием уволила. Но как она это сделает? Это же нужно какую-то комиссию создать, чтобы меня признали профнепригодной. Я ведь работаю и все, что нужно, выполняю.

— А если вас не пускают на сцену, то как вы тогда работаете?

— Но мы же областная филармония. Мы обслуживаем детские сады и школы.

Коллектив «Сибирских узоров», с которым мы поговорили во время репетиции, подтвердил, что последнее время у ансамбля сократилось количество гастролей, реже стали выступать на большой сцене и нет никакой поддержки филармонии в продвижении концертов.

Наталья Чабовская:

— У «Сибирских узоров» есть свой абонемент в органном зале и в камерном зале для детской аудитории. 13-го сентября прошел концерт «Сибирских узоров» в Большом концертном зале к 25-летию творческой деятельности Екатерины Дворниченко. Впервые в этом году ансамбль участвовал в «Празднике Топора», заключен договор на выступление «Сибирских узоров» в концертном зале Евразия в Новосибирске. Более того, в декабре будет юбилейный концерт ансамбля в БКЗ, на который, кстати, художественный руководитель ансамбля Наталья Култышева до сих пор не предоставила смету. Но мы примерно знаем, что надо, и будем привлекать в том числе и внебюджетные средства. Я не буду говорить, какие мы готовим им подарки. Это будет сюрпризом.

— Екатерина Дворниченко жаловалась, что вы ей не хотели предоставить большую сцену для юбилейного концерта. А артисты ансамбля рассказали, что вы дали ей возможность выступить в БКЗ только после того, как отец Екатерины написал жалобу Путину. Можно узнать вашу версию событий?

— Это не правда. Совершенно. Мы изначально говорили, о том что юбилей будет отмечен. Единственное, мы не знали точно какая будет площадка. У нас же выстраивается план-график. Мы же зависим от гастролеров, от туров и поэтому вопрос этот решался. Папа Екатерины у меня был, я с ним беседовала и говорила, что никакой проблемы нет. Мы изначально поставили на карандаш это событие. То, что папа куда-то ходил, то это сопутствующие моменты. Возможно он там какие-то другие вопросы решал.

— Сотрудники ансамбля пожаловались, что двоих из них недавно перевели на полставки при выполнении прежнего объема работы.

— Когда я пришла в Филармонию, то в ансамбле работало определенное количество людей. За то время, что я здесь работаю, дополнительно был взят еще один человек — художественный руководитель Наталья Култышева. Я превысила среднесписочный состав на одного человека. Потом Култышева попросила меня взять молодого талантливого домриста Кызлакова. Мы его послушали, он действительно очень хорошо играет. У меня денег на такое количество людей не было. Но мы взяли Кызлакова. И я превысила среднесписочный лимит на два человека именно из-за «Сибирских узоров». Чтобы они могла играть качественнее, делать более интересные программы. При этом никто не пострадал и не получил меньше денег.

Ансамбль «Сибирские узоры» 13.09.2018 Фото: Со странички во «Вконтакте»
Екатерина Дворниченко:

— Сейчас нас 10 человек. У нас молодой коллектив, в нем много талантливых ребят, которым надо развиваться. Но им не дают. На гастроли нас не пускают, на большую сцену тоже. Ансамбль раздетый, ансамбль разутый, нам ничего не шьется и не покупается. Новых инструментов нет, костюмы старые. Нам говорят, что нет денег. А у «Сибирских узоров» нынче юбилей — 40 лет!

Наталья Чабовская:

— Даже смешно. В прошедшем творческом сезоне ансамбль «Сибирские узоры» ездил на фестиваль в Новосибирск. К этому фестивалю были куплены льняные рубашки, льняные платья. Полный комплект для летнего выступления. До этого в 2014-м году был куплен еще один комплект костюмов. Всего у «Сибирских узоров» есть три комплекта для выступлений. Да, один уже старенький, но два других вполне себе приличные. Последний 2018-го года. По поводу музыкальных инструментов, то за последнюю пятилетку был куплен один инструмент. К сожалению, не всегда нам удается привлечь спонсорскую помощь на новые музыкальные инструменты. Они стоят достаточно дорого. Кроме того, у нас есть ключевой коллектив — симфонический оркестр. Он тоже нуждается в новых инструментах. Я считаю, что у ансамбля нормальные инструменты, плюс некоторые музыканты играют на своих.

Екатерина Дворниченко:

— Можете ли вы найти работу в другом месте?

— Нет, я солистка ансамбля, работник филармонии. Я не свободный художник. Этим руководство и пользуется, что нам некуда больше деться. Поэтому можно над нами издеваться, хамить.

—А как прошел ваш юбилейный концерт?

— Слава богу, что народ меня любит и был полный зал.

— А вы пробовали поговорить с начальником Департамента культуры?

— Не люблю я эти разговоры, потом это все на здоровье сказывается. Сходила я к Волку на прошлой неделе. Павел Леонидович улыбался. Но ответа я не услышала. Он ничего не сказал.

— А вы не боитесь, что если мы опубликуем то, что вы нам рассказали, то вас уволят?

— А за что?

—За критику. Вы готовы …

— К войне? Я сейчас говорю то, что сказала Волку. У меня нет задачи снять директора или, чтобы ее как-то наказали. Но я считаю, что надо как-то разобраться в этой ситуации.

Наталья Чабовская:

— Музыканты ансамбля еще сетовали, что вы считаете их невостребованным коллективом.

— Судя по тому, что они вам рассказали, я только и делаю, что с ними общаюсь. Я вам уже рассказала, сколько они кроме садиков и школ посещают разных точек, где они побывали. Администрация делает все возможное для того, чтобы они выступали на разных сценических площадках и показывали свое творчество не только в Томске. Востребованы или нет — это немножечко другое. Можно быть востребованным на бесплатных площадках и иметь сложности по зарабатыванию денег. В данной ситуации я не беру на себя ответственности говорить о востребованности или не востребованности «Сибирских узоров». Социологического опроса я не проводила.

— Но это же видно — ходят люди на концерты или не ходят.

— Продаются они достаточно сложно. Вы можете уточнить это в рекламном нашем отделе. Детские концерты получше, взрослые посложнее. Отмечу, что я всячески поддерживаю инициативы ансамбля. Я уже говорила и про участие в «Празднике топора», и про гастроли в Новосибирске. Предлагаем мы коллектив для выступления в больших сводных концертах томской области. Солистки бывают там разные, но это зависит от того, как выстраивается концерт.

tv2.today

28 просмотров

Authorization