Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Хабаровский краевой музыкальный театр вновь меняет главного режиссёра

26 июня 2015

Хабаровский краевой музыкальный театр, Александр Федосов, Сергей Разенков

Между тем, у театра до сих пор нет планов на новый, юбилейный сезон

Игорь Чураков / АиФ
Окончание предъюбилейного сезона в краевом Музыкальном театре ознаменовалось уходом главного режиссёра — Анна Фекета (столичный талантливый режиссёр, которую «АиФ-Дальинформ» представлял в феврале) отказалась продлевать контракт. Приступив в январе 2015 года к обязанностям главного режиссёра, Анна была готова работать в Хабаровске постоянно, строила планы и горела мечтой создать ещё много ярких спектаклей, которые помогли бы театру двигаться дальше. Однако что-то побудило её отказаться от этой мысли.

О том, что мешает нашему театру развиваться и как вернуть былую славу, мы рассуждаем с Сергеем Разенковым, главным дирижёром Хабаровского музыкального театра, заслуженным деятелем искусств республики Удмуртия.
«Я не вернусь»
Ольга Аполлонова, «АиФ-Дальинформ»: — Сергей Алексеевич, что повлияло, по вашему мнению, на решение Анны Фекеты, отказаться от должности, и навсегда уехать из нашего города. В своём письме она сказала, что больше не приедет в Хабаровск.

Сергей Разенков: — Едва состоялась премьера спектакля «Слуга двух господ», как Анна буквально после второго показа заявила труппе, что покидает театр. Это сразу вызвало недоумение, тревогу и беспокойство. Директор меня уверял, что всё будет в порядке, хотя я так до конца и не понял, что он под этим подразумевал — какие-то компромиссы, встречные шаги с его стороны или что-то ещё. Однако из разговора с Фекетой стало ясно, что это её принципиальное решение, что за период сотрудничества у неё с директором не сложился контакт — ни творческий, ни рабочий, ни человеческий, и она в такой обстановке отказывается работать. Но главное несогласие Анны выражалось в том, что в театре нет возможности спокойно работать, не чувствуя над собой прессинга и «связанных рук».

Сергей Разенков Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова
Позже, директор Владимир Загумённый тоже заявил, что она не нужна в театре, и с ней нужно расставаться.

 — Сейчас есть возможность заполнить образовавшийся пробел. Ведь в штате есть ещё один режиссёр?

— В итоге, имея двух режиссёров в штате, что для провинциального театра более чем достаточно, в конце сезона наш театр лишился в одночасье всех режиссёров. С Владимиром Ореновым тоже не продлили контракт, и он открыто выразил несогласие с положением дел, а главное — с действиями дирекции. Как можно лишать работы штатных режиссёров, приглашая постановщиков со стороны? Позиция директора принципиальна — в театре будет работать тот, кого он сам сочтёт нужным назначить. Владимир Загуменный посчитал, что постановки Фекеты и Оренова — это не то, что нужно театру. Взял на себя смелость вынести такой приговор. Таким образом, у нас возник вакуум.

— А как коллектив отреагировал на увольнения?

— Молодое поколение артистов активно поддерживало Анну. Им очень нравилось работать с Фекетой. В итоге, двое молодых уволились вслед за ней, получив предложения из других театров. Ведь при развале творческой работы, невозможно реализовать себя и расти в профессии. Думаю, это не последние потери. Анна, безусловно, была способна продолжать творческую деятельность здесь, с труппой театра. И думаю, не была бы против приглашённых режиссёров. Это нормальная практика. Но нельзя было совсем лишать театр профессиональных специалистов, не имея возможности их заменить, и заполнить образовавшуюся сейчас нишу. Ведь по сей день у нас нет плана работы на следующий театральный сезон, или хотя бы до конца календарного года. Мало того, мы до сих пор не знаем, чем будем открывать юбилейный 90-й сезон. Ведь это должно быть особенным событием, отмеченным ярким, на мой взгляд, премьерным спектаклем. А мы уже потеряли все сроки для его подготовки.
Театр — не автобаза
— Я знаю, что нынешний директор не имел раньше опыта работы в театре. Как он может судить о профессионализме режиссёров и постановках, и можно ли как-то указать на компетентность подобных решений?

— Владимир Михайлович имеет два высших образования — инженер холодильных установок и финансист. А начинал свою трудовую деятельность с директора автобазы. Отсюда, в первую очередь возникает вопрос, почему он, имея опыт руководящей работы и образование финансово-экономическое, начиная с нового года, увеличил бюджетную задолженность театра до 12 миллионов. Мало того, ещё и отправил труппу на дорогостоящие, разорительные гастроли на Камчатку. Даже по предварительным подсчётам поездка предполагала убытки в пределах трёх миллионов. Ведь можно было ехать и поближе — в тот же Благовещенск, где мы не были уже пять лет. Таким образом, театр уже сейчас можно признать банкротом с финансовой стороны.

— По слухам, после гастролей директор должен представить нового режиссёра, которого сам и нашёл. Так ли это?

— Да, но это будет не главный режиссёр, а режиссёр-постановщик, который постоянно работает в Новосибирске. На уроне художественного совета с ним состоится встреча в ближайшие дни. Что в итоге с ним может получиться, остаётся под большим вопросом. В театре остаётся напряжённая обстановка, потому, что директор придирчиво относится к тем, кто не разделяет его мнения. Определяет по принципу «свой — чужой».

Могу доказать это на своём примере. По его предложению и приказу с 17 апреля я стал совмещать должность главного дирижёра с должностью художественного руководителя театра. Через месяц, после ситуации с увольнением режиссёров, он мне не дал возможность вести самому переговоры с другими кандидатами. Я обрисовал состояние дел нынешнему министру культуры края — был принят, понят и поддержан ею в том, что все творческие вопросы должен решать худрук, а директор руководить только организационно-хозяйственной частью. Через два дня после встречи я был уволен с должности худрука самим директором, мотивировка — пока для этой должности нет работы. Что само по себе абсурд: художественный руководитель работает всегда — днём и ночью, тем более в нашей ситуации.

Владимир Загуменный решил сам нести за всё ответственность. Конечно, это логично, но, чтобы принимать правильные решения, нужно знать законы театра. Если ты их не знаешь — нужно обратиться к специалистам, которые имеют огромный опыт и работают рядом. К ним надо просто прислушаться. Они никогда не будут советовать во вред театру и общему делу. Но, тем не менее, Владимир Михайлович не может перешагнуть этот барьер, и держит всех в неведении. Я уже понял, что мы будем в ближайшее время находиться в состоянии простоя, а это нонсенс. Вывести театр из кризиса может лишь министерство культуры.

Досье «АиФ-Дальинформ»
Сергей Разенков. В репертуаре — 31 опера, 24 балета, 17 оперетт, а также программы симфонической и камерной музыки, всего 72 названия.

Номинант XV фестиваля «Золотая маска» 2009 г., «Лучшая работа дирижёра в опере». В качестве приглашённого дирижёра работал в Государственном театре оперы и балета Башкирии (Уфа) — 1993 г., в Малом академическом театре оперы и балета им. М. Мусоргского (Санкт-Петербург) — 2001 г.

Проводил концертные программы с симфоническими оркестрами Томска, Ижевска, Хабаровска, Якутска, Шэньяна (КНР).

Ольга Аполлонова Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 25 17/06/2015
www.hab.aif.ru
242 просмотра
  • Добрейший
    28 ноября 2015
    30 октября 2015 года ушел из жизни талантливый музыкант, главный дирижер Хабаровского краевого музыкального театра, заслуженный деятель искусств республики Удмуртия Сергей Алексеевич Разенков, ему было только 58 лет. Выражаем глубокое соболезнование.

    Authorization