Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Концепцию развития профмузискусства в ЕАО надо не «плагиатить», а разрабатывать самим

5 февраля 2016

Биробиджанская филармония, Управление культуры ЕАО

Пианистка Марина Петрук предлагает учредить худсовет, ввести аттестацию руководителей культуры и создать детскую филармонию

Известная биробиджанская пианистка Марина Петрук выступила с пакетом предложений по развитию в ЕАО профессионального музыкального искусства. Она была привлечена управлением культуры областного правительства в качестве эксперта после проведенного в конце прошлого года круглого стола «Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕА"Лямбда». Напомним, круглый стол был организован информагентством EAOMedia при поддержке Законодательного Собрания Еврейской автономии. Управление культуры разработало концепцию, на 90−95% состоящую из концепций Министерства культуры РФ и минкульта Хабаровского края, чем вызвало критику многих профессиональных музыкантов Биробиджана, сообщает ИА EAOMedia.

Марина Петрук, профессиональный музыкант, пианистка
  1. Обозначить, что на территории ЕАО не созданы условия для развития профессионального музыкального искусства. Т.к.: а) менее 1% выпускников детских школ искусств области поступают в музыкальные училища. Следовательно, форма есть, а содержание и конечная цель отсутствуют; б) на сегодняшний день и в течение последних 3 лет менее 1% выпускников колледжа культуры поступают в высшие музыкальные учебные заведения; в) в филармонии нет базового коллектива. Базовым коллективом называется либо симфонический оркестр, либо камерный ансамбль, ансамбль народных инструментов, эстрадно-духовой оркестр или ансамбль. Разновидностей много. Условия в филармонии для этого не созданы: нет ставок, нет финансового обеспечения этих ставок. Кроме того, 5 вокалистов не могут называться вокалистами, т.к. вокалист филармонии — это человек с академическим образованием. Всё остальное — это ДК.
  2. Для решения кадровых вопросов создать нормативные документы по аттестации руководящего звена учреждений культуры и искусства. Разработать критерии оценки деятельности руководителей. Создать нормативную документацию и провести аттестацию художественно-артистического персонала филармонии на предмет соответствия занимаемым должностям.
  3. Создать художественный совет при управлении культуры для принятия, в том числе, высокохудожественных программ для детей и юношества, взрослого населения ЕАО в связи с низким качеством концертов и как следствие, массового оттока филармонической слушательской аудитории.
  4. Создавать качественные художественные программы на основе выдающейся музыкальной литературы, являющейся национальным достоянием России.
  5. Для создания программ привлекать на основе взаимодействия учреждений культуры, образования специалистов библиотечного дела, историков, литераторов.
  6. Создать репертуарные планы для разной целевой аудитории.
  7. Создать маркетинг-план для различных музыкальных проектов.
  8. С целью возвращения слушателя в концертный зал разработать новый подход к музыкальным профессиональным проектам для взрослых.
  9. Обеспечить доступность информационно-рекламного материала.
  10. Создать на базе филармонии детскую филармонию.
  11. Создать научно-методический центр на базе колледжа культуры.
  12. Проанализировать и пересмотреть структуры всех подведомственных учреждений с целью выстраивания нового подхода к учреждениям культуры, соответствующего целям и задачам культуры и искусства нового времени.
  13. Разработать Концепцию не по принципу копирования министерского текста, а подробнейшим, тщательнейшим образом, с профессиональным, грамотным подходом отразить в Концепции ВСЕ проблемы ЕАО и пути их решения.

Ранее к дискуссии подключился бывший начальник управления культуры областного правительства, дирижер-хоровик Александр Ярковой. По его мнению, разработанный в чиновничьих недрах документ уместен тогда, когда есть профессиональное понимание и профессиональный подход для решения поставленной задачи. Такого подхода Александр Ярковой не увидел. Напротив, он заявил «об отсутствии как видения, так и понимания в решении затронутой темы».

Александр Ярковой. Фото: Из личного архива Александра Яркового

Напомним, пианист Александр Петрук жестко и аргументированно раскритиковал «Концепцию развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области на период до 2025 года». Внимательно изучив его, музыкант пришел к выводу, что это чистейшей воды плагиат, поскольку концепция местных управленцев от культуры является на 90−95% компиляцией таких же документов (они взяты за основу с соответствующих сайтов и это легко проверить), с сайтов Министерства культуры РФ и министерства культуры правительства Хабаровского края. И лишь 5−10% собственного «самодеятельного» творчества местных чиновников. Тем самым, по его мнению, управление культуры «подставило» своего непосредственного куратора — заместителя председателя правительства области Владимира Приходько.

Владимир Приходько и Светлана Тромса. Фото: Леонид Якимов
Пианист Александр Петрук был одним из главных идейных вдохновителей проведенного в декабре 2015 года информагентством при поддержке областного Законодательного Собрания круглого стола «Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕА"Лямбда», где выступил со своеобразным манифестом.

Круглый стол по проблемам развития профессионального музискусства в ЕАО. Фото: ИА EAOMedia

Тогда он заявил, что «что в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности». Однако по какому-то странному стечению обстоятельств чиновники от культуры даже не удосужились привлечь его в качестве эксперта и не обратились к нему с предложением высказать свои соображения по поводу рождаемой в таких муках концепции.

Участники круглого стола — вопросов пока больше, чем ответов. Фото: Леонид Якимов
Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры прозвучали позже и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которая заявила, что «дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО. Концепцию развития профмузискусства должны разрабатывать профессионалы, а не чиновники от культуры и «самодеятели». Однако они ее все же принялись разрабатывать.

«В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой», — заявила в свою очередь директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева. Пианистка Ольга Котова, размышляя о проблемах в этой сфере и необходимости привлечения в качестве экспертов профессиональных музыкантов заявила: «В ЕАО нет сегмента профессионального исполнительского искусства».

Ольга Котова и Елена Болтыбаева. Фото: Леонид Якимов
«Первое и главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в ЕАО — непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев. Основной целью должно быть не проведение мероприятий, „галочки“ и увеличение количества концертов в отчётах. Второе препятствие — отсутствие чёткого и ясного понимания, „как должно быть“. Третье — вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации», — убеждена Марина Петрук.

От филармонии были Денис Шмыров, Ирина Хозяйская, Влада Логунова. Фото: Леонид Якимов
От редакции также напомним, что эксперты круглого стола сошлись во мнении, что профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции. В ходе двухчасового откровенного разговора (круглый стол прошел в конце 2015 года) его участники согласились, что для Еврейской автономии существует несколько ключевых проблем в области профессионального музыкального искусства. Это нехватка качественных инструментов, которые стоят очень дорого (например, приобретение концертного рояля обойдется примерно 3,5 млн рублей), отсутствие специалистов-настройщиков этих инструментов (сейчас в ЕАО только один эксперт имеет право выдавать заключение о состоянии фортепиано), почти полное отсутствие профессиональных коллективов, в том числе еврейских, и, как следствие всего вышеперечисленного, профессиональная не востребованность отдельных музыкантов, их отъезд из области. Хотя, с другой стороны, филармонии сейчас приходится приглашать людей со специальным образованием из Хабаровска.

Для тех, кто сможет «осилить» многостраничный документ, а также сравнить и сверить текст с текстами Минкульта Р Ф и минкульта Хабаровского края (забив в поисковую строку Яндекса или Гугла любые 2−3 предложения), редакция публикует концепцию управления культуры правительства ЕАО без правок и исправлений. Прочитать эту концепцию можно ЗДЕСЬ


eaomedia.ru

129 просмотров

Authorization