Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Мероприятие в честь открытия первого бутика Paul Smith в Самаре проходит в памятнике архитектуры и объекте культурного наследия РФ

13 октября 2018

Минкульт Самарской области, Моветон

В Самаре в галерее Bosco di Ciliegi впервые открылся магазин популярного британского бренда Paul Smith.

Легендарная марка выпускает стильную одежду для мужчин, женщин и детей. Коллекции Paul Smith действительно особенные: оставаясь верным классике, сэр Пол Смит нещадно разрушает стереотипы, создавая замысловатые, озорные тренды. Он доказал, что и в классическом костюме можно выглядеть актуально и комфортно каждый день, а не только на торжествах или официальных встречах.

Торжественное мероприятие в честь открытия первого бутика Paul Smith в Самаре проходит в легендарном Доме со слонами — памятнике архитектуры и объекте культурного наследия РФ.

Предлагаем окунуться в мир грёз!

www.instagram.com

Дом со слонами

Дача художника Константина Головкина
Дача художника Константина Головкина известна именно под этим названием. Цементные изображения этих гигантских животных и сегодня ярко и причудливо смотрятся на берегу Волги. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Но внутренняя отделка здания и другие скульптуры на территории дачи — не менее интересны.
Проект дачи был выполнен самим К. П. Головкиным

Став в 1851 году губернским городом, Самара начала стремительно разрастаться. С 1850-х годов, помимо активного строительства в городе, началось освоение обширных лесных массивов вверх по течению Волги, и уже в начале ХХ века берег реки от Аннаевского оврага (ныне улица Соколова) и до Барбошиной поляны был сплошь застроен дачами. «…крутой скалистый левый берег Волги, недавно еще поросший никуда почти не годным, но густым лесом, а теперь весь пестреющий дачами нередко весьма изящной архитектуры и разводимыми при них садами на месте вырубленной лесной заросли… наконец, фантастические сооружения во вкусе средневековых замков», — писал городской глава Петр Алабин в своей книге «Самара. 1586−1886». Загородные резиденции в этих живописных местах имели практически все самарские предприниматели: купцы Шихобаловы, Соколовы, Аржановы, Курлины и др. Известный самарский купец, художник и краевед Константин Павлович Головкин в своих записках 1920-х годов писал: «Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и, вместе с этим, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».

Скульптуры слонов ваялись в большом сарае на улице Садовой.

Константин Павлович Головкин

Сам же Головкин владел одной из самых необычных и красивых дач на берегу, которая до сих пор поражает своей красотой проплывающих мимо. Константин Павлович был человеком разносторонне развитым. Владелец магазина, купец, он был художником-самоучкой, занимался краеведением и археологией, а также был известен как один из первых владельцев автомобиля в Самаре. Проявил себя Головкин и в архитектуре: проект собственной дачи выполнен самим хозяином. На каком-то этапе ему помогал архитектор Валентин Владимирович Тепфер, несколькими годами позже занявший пост главного архитектора Самары. Автором проекта дачи часто называют самого Тепфера, однако в краеведческих записках 1920-х единственным автором постройки Головкин указывает себя. Скульптор В.П.Акимов, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал все сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная».


Здание построено в 1908—1909 (1915?) годах. Специалисты отмечают нетипичность дачи для русской архитектуры начала ХХ века и тем более для российского провинциального модерна. В архитектуре четко просматривается влияние архитектуры венского сецессиона. В архитектурной энциклопедии Барановского начала ХХ века встречаются проекты, отдаленно напоминающие элементы дачи Головкина — в частности, опубликованный в 4-м томе энциклопедии проект виллы в Вене, спроектированный Ерихом Гешоффом (Erich Geschoff). Надо сказать, что, на фоне всеобщего восхищения, находились современники, которым не нравилась архитектура дачи. В этом, к примеру, признавался удожник Г. П. Подбельский: она напоминала ему макет какой-то игрушки модернистского стиля.


После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение 95 лет использовалось в различных целях.


Асимметричная двух-трехэтажная постройка рассчитана на восприятие со всех четырех сторон. Все фасады различны по пластике и декоративному убранству. Узкие окна-бойницы сочетаются с большим количеством открытых площадей — верандой, террасами и смотровой площадкой на башне. К сожалению, в советские годы главный фасад, выходящий на Волгу, реконструировался. Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания. Строилось дача из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича. Интерьеры загородной резиденции купца так же тщательно оформлялись по задумке автора. Стены в каждой из комнат были разных цветов, а в гостиной во всю длину стен вмонтированы написанные Головкиным холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. К большому сожалению, интерьеры дачи не сохранились. В результате сильного пожара и реконструкции внутренности здания обрели совершенно другой вид.

Скульптурам дачи Головкина часто придавалось мистическое значение.

Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина — скульптуры слонов перед фасадом, выходящим к Волге, давшие постройке народное название «дача со слонами», и женская скульптура у южного фасада. Два огромных слона были изготовлены по эскизам самого Головкина в Самаре так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов. По воспоминаниям дочери Головкина, Константин Павлович сам участвовал в изготовлении скульптур, которые ваялись в большом сарае на улице Садовой. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По воспоминаниям жены Головкина, купец заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством дачи. В изготовлении фигур принимал участие и 16-летний Василий Петрович Акимов — в будущем известный куйбышевский скульптор.


«Самара — родина слонов», — часто можно услышать при упоминании скульптур на даче художника. Впрочем, если внимательно рассмотреть биографию Константина Павловича — человека деятельного, увлекающегося, часто ездившего в столицу и за границу, интересовавшегося автомобильными состязаниями, многими науками и направлениями в искусстве, — то решение поставить перед своей дачей слонов покажется вполне резонным. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Часто им придавалось мистическое значение, кто-то считал, что животные изображены озлобленными, готовыми в любой момент сорваться с места и атаковать недруга огромными бивнями. Существует версия, что в 1930−40-х годах планировалось взорвать скульптуры. Однако сделать это не решились — в страхе, что такое разрушение может привезти к болезни и мучительной гибели. Подобной репутацией пользовалась и сама дача, которую многие считали мрачной, полной тайн и загадок.


Самая же распространенная легенда связана с еще одной скульптурой на территории дома — женской фигурой у одного из боковых фасадов. Изящная женская фигура в окружении крупных цветочных бутонов спокойно взирает на Волгу. Вкладывал ли Головкин какой-то смысл в это изваяние, или это всего лишь красивая скульптура, украшающая вход на веранду, — нам не известно. В связи с этим, скульптура породила немало легенд. Многие называют ее «Панночкой», ассоциируя с героиней Гоголевского «Вия». По одной из легенд, Головкин посвятил скульптуру девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за несчастной любви. По второй легенде, Головкин убил и закопал у себя в саду возлюбленную, которая пыталась его шантажировать, а затем поставил в ее честь скульптуру. По третьей версии, под слонами похоронена дочь Головкина.


Существует версия, что в 1930−40-х годах планировалось взорвать скульптуры. Однако сделать это не решились, опасаясь, что это может привезти к болезни и мучительной гибели.


Естественно, ни одна из перечисленных выше легенд не соответствует действительности, как и утверждения о таинственности и мистическом происхождении деталей дачи. В начале 1990-х размножившиеся слухи и легенды о Головкине и его даче пришлось развеять дочери художника, Евгении Головкиной-Овсянниковой. В статье, опубликованной в «Волжской коммуне» в 1992 году, Евгения Константиновна писала: «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н. В. Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью оставить в покое… Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…».


После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение 95 лет использовалось в различных целях. Последние десятилетия оно служило клубом располагающегося по соседству Самараводоканала. Ныне здание не используется.


Дача купца К. П. Головкина является также объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Спустя сто лет после постройки она по-прежнему поражает проплывающих мимо по Волге своей красотой, а слоны — своим присутствием у берегов Самары. «Дача со слонами» по праву считается одной из главных достопримечательностей областной столицы.


Автор: Армен Арутюнов


http://gubernya63.ru/


Началась разработка концепции культурного центра на «Даче со слонами»

В пятницу, 26 января, состоялось выездное совещание, посвященное разработке концепции культурного центра на бывшей даче купца Головкина, известной, как «Дача со слонами». Врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов осмотрел объект вместе с представителями общественности и обсудил возможности его использования.

Фото: Армен АРУТЮНОВ
Достойная европейских столиц

Дача Константина Головкина — не просто памятник архитектуры эпохи модерна. Если в значительной части построек начала ХХ века в Самаре можно усмотреть налет провинциальности, то здесь мы имеем дело с работой европейского уровня. Головкин сам проектировал загородный дом, вдохновляясь произведениями венских мастеров — Отто Вагнера, Йозефа Марии Ольбриха, Фридриха Омана и других выдающихся европейских зодчих.

«Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал все сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого, — вспоминал куйбышевский скульптор Василий Акимов, служивший мальчиком у Головкина. — Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная».

В результате Константин Головкин создал себе виллу в стиле венского сецессиона, достойную европейских столиц. Волжский берег в то время был сплошь застроен дачами. Здесь можно встретить работы выдающихся российских архитекторов начала ХХ века, например, москвича Федора Шехтеля или петербуржца Федора Лидваля. Комплекс дореволюционных вилл на самарских просеках уникален, он не имеет аналогов на Волге, а дача Головкина является, пожалуй, самой яркой среди купеческих дач.

Значимость этого архитектурного шедевра накладывает ответственность и на разработчиков концепции ее использования. Культурный или музейно-выставочный центр, который здесь разместится, должен соответствовать уровню здания.

Общественная инициатива

Напомним, в начале января инициативная группа обратилась к врио губернатора Самарской области Дмитрию Азарову с предложением использовать комплекс «Дачи со слонами» в музейных целях. 17 января на заседании правительства глава региона поручил врио министра культуры Самарской области Сергею Филиппову посмотреть внимательно концепцию и за два-три месяца доработать ее с учетом мнения специалистов и общественности, включая предложения по финансовому обеспечению проекта.

К работе над концепцией будущего культурного центра уже подключились самарские общественники и музейщики. На первый взгляд, задача кажется простой — свои представления о том, что должно размещаться на «Даче со слонами», есть у каждого самарца. Да и фигура Константина Головкина — художника, археолога, краеведа, благотворителя, автомобилиста, архитектора, купца и так далее — сама подсказывает темы для концепции. В то же время необходимо объединить все идеи в цельный проект, достойный самого яркого самарского памятника архитектуры.

«Концепция должна включать в себя назначение этого помещения и первые шаги на пути к ее реализации, — рассказал на выездном совещании врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов. — Мы понимаем, что здесь необходимо провести инженерную экспертизу, проверить состояние здания и его коммуникаций. На мой взгляд, здание должно иметь многофункциональное значение, связанное с наследием Константина Головкина. В Самарском областном художественном музее хранится большая коллекция предметов искусства Головкина, он сам был художником и коллекционером. Здесь возможно и музейно-выставочное пространство, пространство для образовательной деятельности в сфере культуры. Здесь большая территория, на которой можно проводить разного рода мероприятия: театрализованные представления, квесты и так далее».

Генеральная линия

Группа разработчиков концепции рассматривает несколько направлений деятельности будущего культурного центра. Это и экспозиция, посвященная Константину Головкину, и тема, посвященная дачной культуре и архитектуре, и образовательный центр, рассчитанный, в первую очередь, на жителей района, а также обширная событийная программа — выставки, фестивали, театральные постановки и прочее.

«Сейчас наша цель — выбрать некую генеральную линию, стратегию, которой нужно придерживаться, — рассказывает Михаил Савченко, — понять, что это будет: история, связанная в целом с дачной культурой и архитектурой, или это романтическая тема самарских мечтателей, каким был Константин Павлович Головкин, или это может быть формат творческой резиденции».
От концепции будет зависеть техническое задание на реставрацию и приспособление дачи под современное использование. Рассматривается возможность использования спуска к Волге и устройства причала для захода туристических судов. Не исключено, что к весне появится несколько вариантов концепции, которые представят главе региона, а затем и широкой общественности.

volga.news


Дача со слонами в Самаре может стать грандиозным музеем, но это пока не точно

«КП» выяснила, с какими проблемами столкнутся строители, и собрала пять легенд, связанных с историей усадьбы

Дача Головкина сейчас пустует, но может стать центром туризма Фото: Андрей ЦЫГАНОВ
Уже несколько лет знаменитая самарская дача со слонами, объект культурного наследия федерального значение пустует и рассыпается на глазах. Из стен здания торчат опоры, а сами слоны почернели и, кажется, вот-вот упадут замертво. Но в усадьбу снова может вернутся жизнь. В начале мая рабочая группа музея модерна во главе с Михаилом Савченко подготовила предварительный вариант будущего музея на даче со слонами. Согласно нему, в здании будет восстановлена первоначальная планировка с открытой летней верандой.

— В советское время центральная часть фасада была утоплена внутрь и сильно перестроена, — поделилась с «КП-Самара» архитектор Ирина Павлова, — Изначально здесь находилась лестница, спальня, детская и веранда, но, когда усадьба перешла в руки дома культуры, эти комнаты объединились и стали одним актовым залом. Чтобы вернуть зданию былой облик, необходимо вернуть лестницу на ее прежнее место, тогда в бывшей детской и спальне получится устроить зону с кассой, гардеробами и местом где будут проводиться экскурсии.

Радоваться, к сожалению, рано: полная реконструкция дачи со слонами остается только идеей. Возможно ли восстановить прежнюю планировку усадьбы, а главное, во сколько это обойдется городу, пока неизвестно. Тем не менее, инициаторы предлагают разбить территорию дачи Константина Головкина на несколько зон. На территории вокруг особняка, по мнению архитекторов, можно организовать концертно-развлекательную площадку и сад, тогда как в самом здании будут проходить выставки и мастер-классы.

— Одну из экспозиций будущего музея мы предлагаем открыть в личном кабинете Константина Павловича на втором этаже дачи, — рассказывает старший научный сотрудник музея модерна, историк Николай Кислухин. — В этой комнате будет воссоздан интерьер начала XX века в стиле модерн. Сюда же войдут сохранившиеся картины, фотографии и письма художника.

Первый этаж по мнению рабочей группы должен «осовремениться». В отремонтированных комнатах появятся интерактивные экспонаты и проекторы, которые расскажут самрцам о дачной жизни российской интеллигенции, начиная с 18 века. Башня усадьбы, которая сегодня находится в аварийном состоянии превратиться творческую резиденцию. Внутри нее находится несколько комнат площадью 12 кв. метров, которые, по мнению архитекторов, идеально подходят для художественных мастерских.

— Дача со слонами — это уникальный памятник архитектуры эпохи модерн, который остался нам в наследие, но пустует и разрушается, — говорит заведующий музеем Михаил Савченко. — Сегодня многие регионы бьются за символические ресурсы, а мы, имея такое прекрасное здание, не можем даже в него попасть. Усадьба многократно перестраивалась, и, к сожалению, подлинный интерьер не сохранился.

Как оказалось, в течение многих лет под охраной находился лишь фасад дачи и прилегающая территория. Однако все, что находилось в самом здании под защиту почему-то не попадало. Неудивительно, что от прежних полов, дверей и окон в усадьбе не осталось ничего. Зато там имеется добротный паркет «елочка», оставшийся еще с советских времен, и облупившаяся краска, под которой виден гипсокартон. На втором этаже интерьер еще интереснее: там стены украшают современные виниловые обои, а на потолке висят подвесные люстры с «висюльками». По слухам, в 90-е годы здесь то и дело закатывались банкеты для политической элиты, поэтому переживать о сохранении объекта культурного наследия было некогда.

Переделанный интерьер — далеко не основная проблема дачи со слонами. В здании уже несколько лет крошится и проседает фундамент. Сейчас в помещение пускают максимум 20 человек — больше усадьба может не выдержать. Некоторые помещения бывшего особняка Головкина закрыты даже для небольших экскурсионных групп. Объяснение простое: опасно для жизни.

Еще одной проблемой дачи со слонами является отсутствие парковочных мест. Сегодня туристы на автомобилях, вынуждены оставлять свои транспортные средства перед забором Насосно-фильтровальной станции, либо искать свободное место во дворах.

— Хочется верить, что открытие музея повлечет за собой изменением в ближайшей инфраструктуре, — говорит Михаил Савченко. — Рядом с усадьбой нет даже тротуаров. В идеале, на пятой просеке должна появиться своя велодорожка, которая приводила бы туристов к зданию дачи.

Сегодня особняк Константина Головкина поддерживается за счет МП"Ремжилуниверсал". От городских зевак и вандалов усадьбу оберегает охрана, однако памятник архитектуры по-прежнему остается без капитального ремонта. Если в дальнейшем дача со слонами приобретет статус музея, то здание должно будет перейти под контроль Министерства Культуры. Это вызывает у самарцев множество споров:

— Даже если музей станет платным, дача Головкина не сможет встать на самообеспечение — для этого нужны огромные деньги, — считают некоторые горожане. — Если часть денег, которые министерство культуры выделяет на уже развивающиеся музеи, уйдет в переделку дачи со слонами, от этого не выиграет никто. Гораздо правильнее создать в даче со слонами дом искусств.

Вызывает споры и то, как будет использоваться отреставрированное здание усадьбы в дальнейшем. Руководство детской картинной галереи уверено, что дачу со слонами нужно сделать филиалом музея, а не очередным пространством для развлечений.

— Жителям Октябрьского района приходится вести своих детей за дополнительным образованием в центр города, а это очень неудобно — объясняют представители картинной галереи. — Многие думают, что у нас проходят только выставки, но это не так. В наших стенах дети также получают уникальное художественное образование. Мы давно предлагаем сделать из дачи со слонами место, где родители и дети смогут проводить время, участвовать в мастер-классах и выставках. Поэтому рассматривать только одну концепцию, предложенную музеем модерна — несправедливо. Нам необходимо собраться и обсудить все предложения.

Тем не менее, жители Самары единодушны: с дачей со слонами необходимо что-то решать, пока архитектурный памятник не рассыпался от вермени.

— Из усадьбы Константина Головкина может получиться отличный музей или медийная площадка, которая будет привлекать туристов, — считает Анастасия Андросова, руководитель агентства «ART-экскурсии — Во-первых, дача находится не в историческом центре, и близких конкурентов у такого архитектурного памятника нет. Во-вторых, усадьба выходит к Волге, и если удастся очистить побережный склон от зарослей, то белые слоны снова будут видны с теплоходов.

СПРАВКА КП
Самарский купец, меценат, архитектор и художник. Окончил Самарское реальное училище, участвовал в культурной жизни Самары. Стал первым автовладельцем в городе. После Гражданской войны 1917 года на несколько лет уехал из Самары в Иркутск, но затем вернулся и привез множество экспонатов, в том числе археологические раскопки.

КСТАТИ
5 легенд о даче со слонами, которые оказались выдумкой

1. Под слонами во дворе дачи зарыты сокровища семьи Головкиных.

Константин Павлович был очень богатым купцом, однако не безрассудным. Во время революции всё имущество семьи Головкиных, как и других самарских купцов, было изъято, а сама семья в скорости эмигрировала. Так что, если владельцу дачи и удалось что-то припрятать, то сделал он это уже за пределами страны. Правда, у легенды есть и другая версия, которую даже историки-краеведы не считают выдумкой: по ней под бетонными слонами спрятаны чертежи оригинального проекта дачи. Специалисты признаются, что держатся за эту легенду, как за спасительную соломинку, ведь от убранства дачи и её первоначального внешнего облика не сохранилось практически ничего. Все, что есть у историков — это фотографии усадьбы и рисунки детей Головкина. Не исключено, что в будущем находчивые краеведы изучат землю под слонами.

2. Константин Головкин построил дачу далеко от города, чтобы скрыть её от глаз нежданных гостей и проводить там масонские обряды.

Самарский купец часто приглашал к себе в усадьбу художников и несомненно гордился её внешним видом. К тому же, в 1909 году, когда дача была только построена, спуск к Волге не был заросшим, и белые слоны часто привлекали к себе внимание за несколько километров от берега. Это делало дачу Головкина не только украшением Самары, но и предметом обсуждений. Так что скрываться Константин Павлович точно не собирался, а у далекого расположения есть вполне объяснимые причины. В 1886 году в городе почти не было зелени, и улицы были окутаны пылью — эта проблема встречается в старой части Самары до сих пор. Вполне логично, что местные богачи не упускали возможность выехать летом подальше от города. Кроме Константина Головкина загородные дачи имели и другие самарцы, например, купцы Шихобаловы и Курлины.

3. Окна усадьбы выглядят неестественно узкими — не иначе как для проведения сумрачных спиритических сеансов.

Никто не настаивает на том, что Константин Павлович не мог быть масоном и не проводил таинственные обряды, объясняют историки. Но, во-первых, у этих подозрений нет доказательств, а во-вторых, окна дачи точно не имеют к этому никакого отношения. Изнутри все комнаты дачи Головкины ярко освещены в любую погоду. В этом, говорят эксперты, и заключается стиль модерна, который позволяет свету рассеиваться внутри помещения, практически не оставляя тени. Проводить спиритические сеансы здесь было бы слишком светло.

4. Скульптура девушки во дворе усадьбы установлена на месте, где погибла дочь Константина Головкина.

В городе много лет ходили слухи, будто бы Евгения Константиновна сильно влюбилась, однако строгий отец, несмотря на просьбы молодых, свадьбу играть отказался. Дочери с разбитым сердцем ничего не оставалось делать, как спрыгнуть с крыши дачи прямо на лестницу. На этом месте убитый горем купец установил скульптуру, которую самарцы окрестили «Панночкой». Трагическую легенду о несчастной любви развенчала сама Евгения Головкина-Овсянникова, когда вернулась из эмиграции в Россию живая и невредимая. Вся история оказалась не более, чем выдумкой, а Евгении в момент установки скульптуры было всего 4 года.

5. Константин Головкин первым в Самаре купил автомобиль, чтобы завоевать любовь супруги.

Ещё одна красивая история о семье Головкиных. Историки, конечно, не отрицают донжуанские намерения купца, но предпочитают рассказывать о бытовой необходимости дорогой покупки. В начале XX века мощеные дороги были редким явлением для Самары, да и те пролегали лишь на оживленных улицах, таких как Панская (ныне Ленинградская). Скорее всего, купцу пришлось приобрести личный транспорт, чтобы добираться из города по бездорожью в свою летнюю усадьбу. Известно также, что Константин Павлович часто выезжал со своими друзьями в Посников овраг и Жигулёвские горы, чтобы писать этюды на свежем воздухе. Однако полностью отрицать романтичную легенду никто не берется, ведь ничто не мешало Екатерине Тютюковой (будущей жене Головкина) обратить внимание на купца с собственным автомобилем.

www.samara.kp.ru
110 просмотров

Authorization