Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Mitya Samoylov: Наша регулярная рубрика — “Пропустите театроведа”

16 февраля 2019

Бюджет, Варварство

При Дмитрии Медведеве прошла моя молодость, которая, как вы понимаете, длилась четыре года, появились H&M, Uniqlo и Бургеркинг. Мы люди простые, нам большего и не надо.


Но вот о театральной сфере, как принято говорить, его информировали неверно.
Это я о таких его словах — «Нам нужно все-таки идти по пути поддержки более востребованных театров, в ряде случаев, может быть, даже идти и на объединение отдельных коллективов для того, чтобы они были самодостаточными».


Тут сразу две довольно серьезные неточности. Я бы сказал — ошибки.


Во-первых, сокращение объемов поддержки отрасли или конкретных театров не может привести к росту их востребованности. Конечно можно попробовать бросить котенка в реку и ждать, что он выплывет. Но выплывет один из десяти тысяч, случайно и инвалидом.


Во-вторых, есть в экономике исполнительских искусств такой термин — болезнь Баумоля.
«Отставание производительности труда в организациях исполнительских искусств от динамики средней производительности в экономике является главной причиной роста их издержек, составляющего суть „болезни цен“».


То есть, в этой области издержки всегда растут значительно быстрее чем цены на конечный продукт. В первую очередь, потому что в театре, где процесс производства произведения искусства неотделим от процесса его потребления, повышать производительность труда очень тяжело — если пять артистов играют одну пьесу за три часа, вы никак не сможете сделать так, чтобы десять артистов играли ее за полтора часа, а потом, скажем три артиста по три пьесы за час. У вас получится полная деконструкция произведения, иными словами, у вас говно получится.


Конечно, всякая финансируемая государством сфера должна контролироваться — не в идеологическом, разумеется, а в экономическом смысле. Конечно, нужно следить за тем, чтобы деньги шли в дело, а не на ремонт дачи художественного руководителя. Конечно, необходимо, чтобы театры были востребованными и что-то зарабатывали самостоятельно.


Но сокращать финансирование, сокращать количество театров — это, простите за пафос, дело немыслимое.
Количество театров на миллион населения — показатель уровня жизни.
В Австрии — 24 театра на миллион человек. В Швеции — 13,6, во Франции — почти 10.
В России — 3,2.


Чем больше и точнее стимулируется эта сфера, тем ярче она цветет и динамичней развивается.


Театр — то место, куда люди идут от хорошей жизни.


От хорошей, Дмитрий Анатольевич. Вы же желаете нам хорошей жизни? Мы вам, в общем, тоже.


Берегите театры, пока есть силы.


www.facebook.com

79 просмотров

Authorization