Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Открытое письмо руководителю Дирекции образовательных программ Калачиковой Е. А.

7 декабря 2018

Варварство, Образование

Восемь месяцев назад на Ютубе появилась вот эта видеозапись: youtu.be (upd: запись удалена)
К сожалению, сказанное в записи имеет подтверждение и продолжение, поэтому не ответить на это невозможно.

Открытое письмо руководителю Дирекции образовательных программ Калачиковой Екатерине Андреевне от концертмейстера одной из московских ДМШ Натальи Бутенко

Уважаемая Екатерина Андреевна!

Внимательно просмотрела Ваше видеообращение на Ютубе в отношении развития детских музыкальных школ и школ искусств.

И позволю себе категорически не согласиться с Вами.

Возможно, я буду одной из очень немногих, кто позволит себе возразить Вам, человеку, поставленному руководить нами и процессом начального музыкального образования. Но то, о чем Вы говорите в видеозаписи, а также то, что происходит последнее время в сфере дополнительного образования в области культуры и искусства, заставляет меня написать это письмо. Я больше не могу молчать.

Я за правду.

А правда заключается прежде всего в том, что Вы позволили себе выставить это Ваше видеообращение во всеобщий доступ в интернете. И это обращение уже гуляет по соц.сетям.

И его содержание никак не совпадает с мнением абсолютного большинства моих коллег, и меньше всего мы хотим, чтобы непосвященный читатель/зритель считал, что мы разделяем Ваше мнение относительно развития детских школ искусств.

Чтобы Вы понимали, что я не последний человек в музыкальном образовании, расскажу коротко о себе.

Я закончила ГМПИ имени Ипполитова-Иванова по классу Фортепиано, несколько лет работала там же и в ГКА имени Маймонида преподавателем и концертмейстером и в силу семейных обстоятельств вынуждена была «спуститься в низы» и продолжить свою карьеру в детской музыкальной школе, где работаю по сей день. Я концертмейстер высшей категории и совмещаю эту деятельность с концертной и педагогической практикой.

Я являюсь той средней возрастной прослойкой, которая действительно была утеряна — видимо, Вы именно мое поколение считаете перекупленным в Японию и Китай. К счастью, это не так. Я из того поколения, которое заканчивало своё образование в самые тяжёлые годы для нашего государства, для его экономики и положения на мировой арене, и не все мои однокурсники смогли выдержать нищету и безденежье, которые выпали на долю молодых специалистов. Я из поколения, почти полностью утраченного для классической музыки, для передачи опыта обучения классической музыки. Да, сейчас в музыкальные школы приходят новые силы, новые педагоги и концертмейстеры — но делается это с таким огромным трудом, опять же, благодаря политике УМЦ РОСКИ, что старым, неизбежно уходящим на пенсию педагогам некому будет однажды передать свой опыт. Но это уже отдельная тема.

Я начинала учиться как раз тогда, когда, как Вы выразились, государство существовало в парадигме классической музыки. И то, что я наблюдаю сейчас, заставляет меня усомниться в том, что наши культурные руководители, в том числе Вы, выбрали правильный путь развития классического музыкального образования.

Музыка действительно всегда окружала человека; до появления средств звукозаписи человек сам творил её: сам создавал, сам воспроизводил — что говорит о том, что без музыки жизнь человека пуста и никчемна. Веками накопленное музыкальное богатство Европейской цивилизации пережило всё: и смены режимов, и стремительное техническое развитие, и финансовые кризисы и войны. Классическая музыка по-прежнему востребована обществом.

И мы, российские музыканты и педагоги, все еще держим высочайшую планку в музыкальном образовании во всем мире. Российские педагоги действительно очень востребованы на Западе. Но, должна заметить, они не перекуплены Японией и Китаем — как Вы упомянули; они, конечно, ездят на заработки в Европу, но неизменно возвращаются и работают здесь, в России, стремясь сохранить то, что передали им их педагоги, и бережно, в полном объеме, передать своим ученикам.

В Вашем обращении я, прежде всего, услышала желание с помощью силовых средств, путем создания новых систем, заставить нас сдать свои позиции на мировой музыкальной арене, якобы поддавшись веяниями общества.

Поэтому я хочу аргументированно возразить Вам на каждое Ваше утверждение. По пунктам. 10 причин ответить Вам.

1. Хочу Вам в первую очередь сказать, что музыкальные школы, которые создавались в советское время, НЕ подразумевали поголовное воспитание профессиональных музыкантов. Они создавались на базе веками выверенных направлений в классическом музыкальном образовании, что подразумевает всестороннее изучение предмета, включающее в себя теорию (сольфеджио и музыкальную литературу), совместное музицирование, индивидуальные занятия и как итог представление своих достижений на выступлениях.

2. Возможно, когда Вы записывали видеообращение, Вами не были приняты во внимание многие события и факты из истории, в том числе и недавней. Поэтому, не желая усомниться в Ваших знаниях, хочу напомнить Вам в ответ на Ваши утверждения о том, что высшее руководство страны каждый вечер находилось в Большом театре… — оно там НЕ находилось каждый вечер! Оно находилось там тогда, когда требовалось продемонстрировать руководителям других держав наш — опять же! — высочайший профессионализм в области культуры и искусств.

3. Вы утверждаете, что все медиа были заточены под классическую музыку — отнюдь! Приняв во внимание то обстоятельство, что до примерно 1985 года на радио и телевидении существовало всего по три канала вещания, каждый из этих каналов при этом имел абсолютно равное наполнение как классической музыкой, так и современной эстрадной, а также в программы вещания этих каналов включались чтения стихов, романов и показ спектаклей — наряду с развлекательными и спортивными передачами. То есть, досуг человека, потребляющего медийные продукты, был в равной степени наполнен всеми видами культурной деятельности.

4. Пять с половиной тысяч музыкальных школ в России в настоящий момент — это прекрасно! Это не дает нашим детям получать «уличное» воспитание. Дети заняты развитием в одной из самых высоких сфер, которые может предоставить им современная цивилизация — в искусстве, в частности, в музыке. И было бы ещё лучше, если бы все-таки эта цифра выросла до упомянутой Вами — до 8 тысяч! Глядишь — и преступность бы, например, снизилась…

5. Относительно ярких моментов Великой Отечественной войны, переживаемых, по Вашим словам, под музыку 7-й симфонии Д. Шостаковича… В блокадном Ленинграде, несмотря ни на что, действительно звучала музыка — как и во всей стране. Но звучал не только Шостакович. В Ленинграде масса музыкантов, в том числе приехавших по Дороге жизни, давали концерты классической музыки, включавшие не только вышеназванное произведение. Интересный факт, о котором Вы, похоже, не знаете, и о котором я Вам напомню: Симфонический оркестр Ленинградского радио в начале блокады (до написания 7 симфонии) специально для слушателей в Англии (!) давал концерт по радио, начинавшийся в 24 часа по времени Ленинграда. А после в полном составе отправился на дежурство на крышах домов — сбрасывать зажигательные бомбы. А оперный театр имени Кирова продолжал ставить классические оперы, несмотря на повреждения здания самого театра. И люди, полуголодные, измученные, ходили слушать и смотреть эти оперы!

Вот она, высокая планка классического музыкального образования! Это не только ориентированность на всестороннее и профессиональное изучение музыки, но и привитая людям высокая культура и ответственность перед своими близкими, перед Отечеством.

6. Вы противопоставили «эпохальные» события в блокадном Ленинграде «эпохальным» событиям в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и их музыкальное наполнение. Хочу сказать Вам, что события 11 сентября в Нью-Йорке озвучивались в первую очередь классической музыкой, не только созданной несколькими столетиями раньше, но и написанной композиторами Голливуда, чьи произведения созданы именно в классическом ключе и уже вошедшие в мировую музыкальную культуру как образцы истинно классической музыки. Приведу пример ещё одного «эпохального» события: похороны президента Польши Л. Качиньского в 2010 году происходили под звуки Реквиема В. А. Моцарта.

7. Государство, выделяя средства на классическое музыкальное образование, делает долгосрочные вложения в общую культуру своих граждан. Дина Кирнарская, проректор РАМ имени Гнесиных, написавшая о 10 причинах, чтобы отдать ребенка учиться в музыкальную школу, во-первых, подразумевала, что родители приведут своего ребенка именно в, как Вы считаете, старорежимную ДМШ или ДШИ, где существует устоявшаяся система классического образования, а во-вторых, она проводила психологические исследования, которые однозначно показали, что ребенок, занимающийся классической музыкой (подразумевалась опять же устоявшаяся система музыкального образования), значительно опережает в своем развитии сверстников, которым музыка по тем или иным причинам оказалась недоступна. А технические ВУЗы прибавляют по два балла при поступлении тем абитуриентам, которые предоставляют дипломы школ искусств.

Это называется «Креативная экономика» — то, что сейчас активно развивается во многих странах, в том числе упомянутых Вами Японии и Китае. То, что сделало эти державы передовыми.

8. «Теперь же всё поменялось», — говорите Вы.

А ЧТО именно поменялось? И где поменялось? Наполняемость медиа, о которых вы упоминаете? Так оно целиком и полностью зависит в том числе и от Вас, и от тех структур, в которых Вы работаете. Если к примеру убрать из вещания одного из центральных каналов некие конкурсы сомнительного содержания, в которых хаотично перемешаны все виды искусства разом, и транслировать тот же конкурс «Щелкунчик» или «Большую оперу» или «Большой балет», или в прайм-тайм Первого канала транслировать не безобразные ток-шоу, а, например, оперу «Манон» с Анной Нетребко или театральные постановки и передачи на исторические темы и таким образом подавать обществу информацию совершенно иного качества, то, уверяю Вас, интерес к классическому образованию возрастет в несколько раз, а культурный уровень людей вырастет многократно. В том, что в медиа царит полная безвкусица, есть и Ваша вина. И Вы, к сожалению, пытаетесь нам объяснить, что падение культуры, а следовательно и нравов — это неизбежный путь развития цивилизации.

9. Да, мы закрылись в «состоянии сохранения». Потому что мы, педагоги и концертмейстеры музыкальных школ, понимаем, что мы — последний оплот культуры в этом обществе, в самой его основе. Мы пытаемся расчистить засоренное современным низкопробным ширпотребом «от искусства» сознание детей и их родителей, пытаясь наполнить классической музыкой их быт и передать им те знания, которые благодаря Вашим в том числе усилиям и пропаганде грозят стать жалкими остатками. Наша «неповоротливось системы» — это как раз сопротивление насаждению ложных ценностей и идей, которые стали основными для развития — а по сути деградации — общества. И — да, мы нашли смысл своего существования в том числе и в сохранении тех ценностей, которые устоялись веками, которые были определяющими в развитии европейской цивилизации, которые привели нас к данному моменту — и которые теперь целенаправленно и методично разрушаются.

И, вопреки Вашему мнению, эта система не исчезнет — если только соответствующие структуры, во главе одной из которых стоите Вы, не разрушат ее. У человека всегда была потребность в музыке, в чистой, классической музыке — не в «попсе», даб-степе, рэпе, панке, роке и т. д. Это все то, что называется субкультура. Опять же, повторюсь, «запрос от общества на совершенно другие форматы» формируется в том числе Вами.

10. Вы говорите про «кризис смыслов». А кто этот кризис создал? Не тот ли, кто продвигает на первые строчки и первые планы «кумиров», которые только и умеют, что спеть песенки в две ноты и постить в инстраграммах селфи с маникюрами и всякими накладными частями?.. И откуда вообще взялся этот кризис? Не от того ли, что наша жизнь полна противоречий на духовном уровне, где идет борьба за умы и души людей? Где порождения нынешней Западной культуры пытаются сломать наши устоявшиеся принципы и правила? Сломанная система общего среднего образования уже показала нам все свои негативные стороны — не дайте же и в области искусства, в чём мы пока впереди планеты всей, провести разрушительные мероприятия!

Телега едет туда, куда возничий направит свою лошадь. По дороге или с обрыва. Возведите в первую степень именно академическое образование в области искусства на всех уровнях, сделайте это мейнстримом — это же в Ваших силах! Падение уровня культуры уже наблюдается во всех слоях общества, мы, преподаватели музыкальных школ, наблюдаем это прогрессирующее с удручающей скоростью явление во всей красе! Примеров множество, но речь сейчас не о них. Они — итог. Они — прекрасное подтверждение того, как разрушается понятие культуры и воспитания. По-настоящему образованный человек образован прежде всего в области искусства. Музыкальные школы в своем «сохранном» виде ещё пока способны дать подрастающим поколениям тот минимальный уровень знаний и культуры, который обществу необходим для того, чтобы оставаться гуманным, патриотичным. Убирая до минимума классическое начальное музыкальное образование, Вы убираете из общества человечность и высокие интересы и идеалы.

Вы твёрдо убеждены в необходимых переменах — тогда Ваши убеждения должны быть на чем-то основаны: на документах, материалах, исследованиях. У Вас есть статистические данные, опросы населения, заказанные, например, ВЦИОМ и независимым организациям, о том, что классическое музыкальное образование должно быть пересмотрено и урезано?

После просмотра Вашего обращения создаётся твёрдое убеждение в том, что Вы пришли не создавать что-то новое, а разрушать старое, что было создано до Вас людьми и обществами высочайшего уровня культуры. При этом Вы не имеете ни опыта, ни обоснованной продуманной программы для создания чего-то нового. Надеюсь, что когда Вы всё же захотите её создать и представить, Вы учтёте хотя бы следующий момент: абсолютно все, кто сегодня пишет музыку для «звёзд» поп-эстрады и прочих субкультурных порождений, чьё «творчество» жёстко ротируется на всех топовых радио и тв-каналах, имеют КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ музыкальное образование. В том числе полученное в «сохраняющих себя» музыкальных школах у «перекупленных» педагогов.

Пересмотрите свои взгляды! Сохраните уникальность нашего начального музыкального образования — это в Ваших силах! И тогда Вас запомнят не по этому видеообращению, а по совсем другим, благим, правильным и благородным делам!

С уважением,
Наталья Бутенко
586 просмотров
  • Финоедова О.Н.
    13 декабря 2018
    Что касается термина "профессиональное выгорание"- так это вовсе что- то из разряда нового тренда, бренда, а попросту- бреда. Нет и не может быть профессионального выгорания у тех, кто все свои силы, душу и любовь отдаёт детям и прекрасному миру искусства, кто радуется каждому успеху ученика и вместе с ним переживает неудачу.Вся их жизнь посвящена этому. Выгорание происходит скорее в ваших мозгах, господа!
    1. Финоедова О.Н.
      13 декабря 2018
      Я обращаюсь к " великим комбинаторам "и "реформаторам" мкзыкально- педагогического образования в лице Е .Калачиковой, которая своё мнение выдаёт за экспертное. Очень хотелось бы просветить её в некоторых вопросах истории зарождения и развития музыкальной педагогики. Глубоко ошибается Калачикова, считая,что школьные образовательные программы создавались в Советское время. Далеко не так.Уже два столетия назад русской музыкальной педагогике началось распространение музыкального просвещения по всей стране. Поиски наиболее рациональных путей подготовки музыкантов были связаны с разработкой такой педагогической системы, в которой вопросы воспитания и образования определяли бы весь процесс обучения и ведущее место отводилось музыкальному образованию. В центре внимания оказалось развитие музыкальных способностей учащихся посредством игры на одном и более инструментах, обучение пению в хоре и теории музыки. Основная задача музыкальной школы состояла в правильной постановке общего музыкального образования, одинаково важной как для специалиста музыканта, так и для любителей музыки.Ведь для музыканта профессионала период образования будет лишь начальным этапом, фундаментом для дальнейших специальных занятий, но для многих других- это единственная возможность систематически и под руководством педагогов получить основы музыкальной грамоты.Вырабатывалась такая методика занятий, при которой учащийся не страдал бы от ранней узкой профессионализации, а наоборот, ему должны быть представлены все возможности для разностороннего развития музыкальных способностей и позволило бы наиболее одарённым в дальнейшем более уверенно осуществлить выбор своей основной профессии. Таковы были принципы выдающихся деятелей мкзыкально- педагогического искусства: Н. Римского-Корсакова , С Танеева, А Зилоти, Л Гинзбурга, В Гутора и др. И сегодня эти принципы остаются актуальными, единственно правильными и по- настоящему перспективными. "Школа удовлетворит...требованию, если она разовьёт в ученике восприимчивость к музыкальной красоте до степени ясно осознаваемого идеала. Что же касается виртуозов- певцов и инструменталистов, а также композиторов,- способными к этому являются исключительные натуры, для которых необходимо исключительное развитие."(В Гутор)
      1. Кристина
        11 декабря 2018
        Все течет, все меняется. Но к счастью творческий потенциал наших педагогов музыкальных школ в большинстве, любящих свое дело. Даёт возможность именно сегодня развивать и развиваться нынешнему поколению. Не вижу ничего общего и не согласна с этой видеозаписью. Мы по прежнему работаем и стараемся творить и создавать новые шедевры и воспитывать и учить будущих лауреатов. Надеюсь, меня поддержат многие педагоги и согласятся, что ДМШ и ДШИ продолжают развиваться и двигаться вперёд.
        1. Музыкант
          7 декабря 2018
          Кошмар. Оригинал записи удалили, там были комментарии, которые тоже сначала удалили. Но в комментариях Калачикова назначила Наталье встречу. Посмотрим, чем закончится история.

          Authorization