Коллективный систематизированный обзор СМИ в помощь Министерству культуры РФ

Скандал с плагиатом: управление культуры ЕАО не знает, что такое профмузискусство

2 февраля 2016

Биробиджанская филармония, Управление культуры ЕАО

На концерте духовной хоровой музыки в Биробиджанском Благовещенском кафедральном соборе. Фото: Из личного архива Александра Яркового

После того, как известный биробиджанский музыкант Александр Петрук уличил в плагиате чиновников от культуры в ЕАО и раскритиковал предложенную ими концепцию развития профессионального музыкального искусства, к дискуссии подключился и бывший начальник управления культуры областного правительства, дирижер-хоровик Александр Ярковой. По его мнению, разработанный в чиновничьих недрах документ уместен тогда, когда есть профессиональное понимание и профессиональный подход для решения поставленной задачи. Такого подхода Александр Ярковой не увидел. Напротив, он заявил «об отсутствии как видения, так и понимания в решении затронутой темы», сообщает ИА EAOMedia.


Напомним, ранее пианист Александр Петрук жестко и аргументированно раскритиковал «Концепцию развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области на период до 2025 года». Внимательно изучив его, музыкант пришел к выводу, что это чистейшей воды плагиат, поскольку концепция местных управленцев от культуры является 90% компиляцией таких же документов (они взяты за основу с соответствующих сайтов и это легко проверить), с сайтов Министерства культуры РФ и министерства культуры правительства Хабаровского края. И лишь 5−10% собственного «самодеятельного» творчества местных чиновников. Тем самым, по его мнению, управление культуры «подставило» своего непосредственного куратора — заместителя председателя правительства области Владимира Приходько.


Информагентство EAOMedia направило «Концепцию развития профессионального музыкального искусства…» (есть в редакции) бывшему начальнику управления культуры Александру Ярковому и попросило профессионального дирижера-хоровика прокомментировать документ.


«Громкое заявление управления культуры правительства ЕАО — обратить внимание на профессиональное музыкальное искусство в области, в виде «Концепции развития профессионального искусства на территории ЕАО на период до 2025 года», не могло остаться незамеченным и я не могу не выразить своё к этому отношение.


Для начала следует разобраться в понятии — что такое концепция. Концепция (от лат. Conceptio — понимание, система) — система взглядов, определённый способ видения и как следствие, решения какого-либо важного вопроса.


Подобный документ уместен лишь в том случае, если есть профессиональное понимание и профессиональный подход для решения поставленной задачи. Ознакомившись с содержанием вышеупомянутого послания, напрашивается вывод, к сожалению, об отсутствии как видения, так и понимания в решении затронутой темы.


Биробиджанская филармония. Фото: Юрий Скачков
Правды ради, согласимся с тем, что главным и основным субъектом в реализации концепции обязана выступить областная филармония, подведомственное учреждение управления культуры. Поясним: филармония — государственная концертная организация, основной целью которой является пропаганда музыкального искусства. Для этой цели привлекаются высокопрофессиональные музыкальные исполнители.

Руководство филармонии (слева направо) Денис Шмыров и Ирина Хозяйская. Фото: Леонид Якимов

Информация о том, что «в своём составе областная филармония имеет базовый (?) ансамбль, численностью 8 человек и 5 вокалистов», мягко скажем, не выдерживает никакой критики. Тот лишь факт, что 5 человек без профессионального образования и без соответствующей квалификации являются штатными артистами-вокалистами, говорит сам за себя.


Необходимо честно признать — на сегодняшний день в городе и области профессионального исполнительства, как такового, просто нет, как нет его уже, как минимум, несколько лет. И здесь, как говорил известный классик: «Важно понять, как далеко зашла болезнь и поддаётся ли она лечению».


Поэтому тезисы в предлагаемой концепции о главных задачах (?), таких как: — «…формировании и развитии потребностей населения в области профессионального музыкального искусства…»;


— «в деятельности филармонии серьезное место должно быть отведено проектам… форм открытых репетиций, лекций презентаций, клубов любителей музыки» и т. д. просто неуместны. Главная задача, считаю, заключается в том, чтобы профессионально, очень продуманно, реально определить — каких профессиональных исполнителей привлечь к работе, какие музыкальные коллективы необходимо и можно создать.


И второе — сегодня нужно говорить не о концепции на 10 лет (?!), а готовить ПРОГРАММУ «По приведению в соответствие областное государственное учреждение культуры — филармонию», сроком на 1, максимум 2 года, с конкретными предложениями и с полным финансово-экономическим обоснованием.


Удивляет и тот лейтмотив, «ключевая роль…», концепции в развитии академического музыкального искусства, роль которому отводится образовательным учреждениям — областному колледжу культуры и искусства и детским музыкальным школам (ДМШ).


Для справки: культпросветучилище (колледж) готовит руководителей самодеятельных коллективов для Домов (Дворцов) культуры, руководителей клубной работы с разной специализацией. Главная идея и задача — культурно-просветительная работа на селе и повышение самодеятельного творчества. Приставка «и искусства» к названию образовательного учреждения — это не что иное, как конвергенция, или, проще говоря, гибрид, ни к чему хорошему, в результате, не приводящему. К профессиональному музыкальному исполнительству это не имеет никакого отношения. Тоже можно сказать и о детских музыкальных школах.


В завершении, хотелось бы напомнить многим известные слова о том, что сапожник должен шить сапоги, а пекарь печь пироги, а уж тем более политикой в сфере культуры и искусства обязаны заниматься профессиональные люди.


Удачно по этому поводу высказался известный советский актер Борис Андреев: «Посаженный на высокое для него дерево, он ещё может что-то сказать, а вот взлететь, увы, не может».


Хочется надеяться, что-то небольшое количество профессиональных музыкантов, которые ещё остались в области и те, кто, возможно, пожелают приехать к нам, смогут надеяться на возможность своего профессионального исполнительского применения", — заключает Александр Ярковой.


Для тех, кто сможет «осилить» многостраничный документ, а также сравнить и сверить текст с текстами Минкульта Р Ф и минкульта Хабаровского края (забив в поисковую строку Яндекса или Гугла любые 2−3 предложения), редакция публикует концепцию управления культуры правительства ЕАО без правок и исправлений. Прочитать эту концепцию можно ЗДЕСЬ

Напомним, что пианист Александр Петрук был одним из главных идейных вдохновителей проведенного в декабре 2015 года информагентством при поддержке областного Законодательного Собрания круглого стола «Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕА"Лямбда», где выступил со своеобразным манифестом. Тогда он заявил, что


«что в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности».


Однако по какому-то странному стечению обстоятельств чиновники от культуры даже не удосужились привлечь его в качестве эксперта и не обратились к нему с предложением высказать свои соображения по поводу рождаемой в таких муках концепции.


Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры прозвучали позже и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которая заявила, что


«дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО. Концепцию развития профмузискусства должны разрабатывать профессионалы, а не чиновники от культуры и «самодеятели».


Однако они ее все же принялись разрабатывать.


«В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой», — заявила в свою очередь директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева. Пианистка Ольга Котова, размышляя о проблемах в этой сфере и необходимости привлечения в качестве экспертов профессиональных музыкантов заявила: «В ЕАО нет сегмента профессионального исполнительского искусства».


«Первое и главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в ЕАО — непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев. Основной целью должно быть не проведение мероприятий, „галочки“ и увеличение количества концертов в отчётах. Второе препятствие — отсутствие чёткого и ясного понимания, „как должно быть“. Третье — вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации», — убеждена Марина Петрук.


От редакции также напомним, что эксперты круглого стола сошлись во мнении, что профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции. В ходе двухчасового откровенного разговора (круглый стол прошел в конце 2015 года) его участники согласились, что для Еврейской автономии существует несколько ключевых проблем в области профессионального музыкального искусства. Это нехватка качественных инструментов, которые стоят очень дорого (например, приобретение концертного рояля обойдется примерно 3,5 млн рублей), отсутствие специалистов-настройщиков этих инструментов (сейчас в ЕАО только один эксперт имеет право выдавать заключение о состоянии фортепиано), почти полное отсутствие профессиональных коллективов, в том числе еврейских, и, как следствие всего вышеперечисленного, профессиональная не востребованность отдельных музыкантов, их отъезд из области. Хотя, с другой стороны, филармонии сейчас приходится приглашать людей со специальным образованием из Хабаровска.


eaomedia.ru

131 просмотр

Authorization